Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Оперативное управление работой грузовой станции
Порядок выполнения плана погрузки устанавливается начальником отделения дороги и объявляется станции не позднее, чем за 3 дня до наступления планового месяца. Этот план при необходимости корректируется по декадам. С целью своевременного и качественного выполнения суточных и сменных заданий по погрузке, выгрузке, сортировке, регулировке порожних вагонов и выполнения других измерителей осуществляется оперативное планирование работы грузовой станции. В его основе – диспетчерское руководство грузовой и коммерческой работой по выполнению планов погрузки, выгрузки вагонов, развозу местного груза, график движения поездов и план формирования, предварительная информация о подходе поездов и вагонов с грузами, заявки грузоотправителей на погрузку. Учитывается также наиболее полное использование технической оснащенности станции и грузовых объектов, автотранспорта общего пользования, занятого централизованным завозом и вывозом грузов. На станциях с АСУ процесс планирования выполняется с использованием ЭВМ. Суточный план передается из отделения дороги на станцию к 17 ч и содержит общее число поездов, отправляемых станцией на каждое направление, в том числе своего формирования; задание на отправление порожних вагонов по направлениям с указанием рода подвижного состава; объем погрузки-выгрузки с выделением важнейших грузов. Кроме того, суточным планом устанавливаются погрузка отправительских и ступенчатых маршрутов, объем работы на первую половину суток и другие задания (подготовка вагонов под погрузку, промывка и т.д.). В сменном задании отделения дороги указываются те же показатели эксплуатационной работы и задания, вытекающие из требований оперативной обстановки. Суточный план и сменное задание передаются из отделения дороги на станцию в форме диспетчерского приказа. План работы станции на смену составляется начальником станции или его заместителем на основе суточного плана и сменного задания отделения дороги, наличия вагонов на станции к началу планируемого периода, информации о подходе поездов и грузов, а также технологических норм времени на выполнение операций с составами поездов и вагонами. Руководит работой станции ее начальник. Он несет полную ответственность за выполнение показателей работы станции и возложенных на нее задач. Структура управления грузовой станцией приведена на рис. 11.2. Грузовыми и коммерческими операциями на станции руководит заместитель начальника станции по грузовой и коммерческой работе, а непосредственно на местах общего пользования - заведующий грузовым двором и начальники грузовых районов (на складах, площадках, грузосортировочных пунктах, контейнерном пункте и др.), а при небольшом объеме работы-старшие приемосдатчики. На станциях с большим объемом работы на местах необщего пользования вводится должность заместителя начальника станции по подъездным путям и соответственно начальники грузовых районов. Главный инженер станции разрабатывает и внедряет технологический процесс работы станции и передовые методы труда, проводит мероприятия по обеспечению безопасности движения и техники безопасности, рациональному использованию технических устройств, анализирует работу станции. На станциях с небольшим объемом работы нет должности главного инженера, его функции выполняет заместитель начальника станции.
Руководство оперативной работой станции, включая контроль за выполнением суточных и сменных планов, технологического процесса, обеспечением безопасности движения осуществляет заместитель начальника станции по оперативной работе и сменные командиры: ДСЦ, сменный инженер по грузовой и коммерческой работе, ДСП. ДСЦ составляет план работы станции на смену и согласовывает его с дежурным по отделению. При этом необходимо обеспечить наиболее равномерное распределение работы между маневровыми районами и сортировочными устройствами станции; сокращение межоперационных интервалов и общего времени нахождения вагонов на станции; согласованную работу станции с подъездными путями, пунктами перевалки и другими службами. В процессе оперативного управления ДСЦ регулирует использование путевого развития станции, маневровых локомотивов, средств связи и СЦБ, контролирует соблюдение правил безопасности движения поездов и техники безопасности. Сменный инженер (старший техник) по грузовой и коммерческой работе осуществляет выполнение сменного плана по грузовой работе на местах общего пользования, текущее планирование, учет наличия свободных мест на складах и оперативный контроль за выполнением плана погрузки-выгрузки и сортировки на местах общего пользования. Он согласовывает план работы с ДСЦ, начальником производственного участка механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и диспетчером автопредприятия, а также осуществляет контроль за своевременной подготовкой к погрузке, подачей, расстановкой и уборкой вагонов с грузовых фронтов мест общего пользования, ведет оперативный учет грузовой работы. Оперативное управление и четкое взаимодействие всех подразделений грузовой станции во многом зависит от средств передачи информации, которые составляют органическую часть технологии работы станции. Применяемые на грузовых станциях виды связи:
Диспетчерская Ведение переговоров ДСЦ (ДСП) с оперативными работниками станции Технологическая Обеспечение связи работников товарной конторы с площадками (складами) грузового двора, ДСП с подъездными путями, ПТО, с ПКО и др. Громкоговорящая Передача указаний и ведение переговоров между работниками парков, грузового двора и других объектов Радиосвязь Ведение служебных переговоров между ДСЦ и машинистами маневровых локомотивов (составителями), бригадиром ПКО и приемщиками поездов и вагонов и т. д. Телетайпная связь Передача оперативной документальной информации между грузовой станцией и сортировочными, промышленными станциями; вычислительным центром; узловой расчетной товарной конторой (УРТК); фабрикой механизированного счета (ФМС); наиболее крупными грузополучателями и грузоотправителями Промышленное Наблюдение за процессами в парках станции, на контейнерных телевидение площадках, сортировочных платформах, списывание номеров вагонов, коммерческий осмотр подвижного состава Пневматическая почта Пересылка грузовых документов из товарной в СТЦ и большого диаметра обратно, передача грузовых документов между СТЦ и парками станции
Пневматическая почта Передача натурных и сортировочных листов между командными малого диаметра пунктами станции
Система «Строп» Взаимный вызов и ведение переговоров между приемосдатчиками, машинистами кранов, старшим приемосдатчиком, работниками контрольно-пропускного пункта и автомобильным диспетчером
ДСЦ управляет всей работой по выполнению сменного плана грузовой станции. Вступая на дежурство, он знакомится с оперативными приказами, суточным планом погрузки и выгрузки грузов, изучает заявки грузоотправителей на отправление груза, положение вагонного парка на станции, подъездных путях и подходах к станции. В начале смены ДСЦ доводит план работы до исполнителей, а в процессе дежурства корректирует его по четырехчасовым периодам в зависимости от поездной и грузовой работы станции. В процессе диспетчерского руководства используется информация о подходе поездов и грузов, ходе выполнения грузовых операций, наличии, назначении и расположении вагонов на станционных путях, погрузочно-разгрузочных фронтах и подъездных путях и др.. Рабочие места ДСЦ и сменного инженера (старшего техника) по грузовой и коммерческой работе оборудуются необходимыми средствами связи, информационными табло, установками промышленного телевидения. Например, на станции Свердловск-Товарный с помощью специального устройства собирается оперативная информация с грузовых объектов, регистрируется на экране-табло и выводится на печатающее устройство. Наличие данного устройства помогает ДСЦ в режиме реального времени контролировать процессы на грузовых фронтах и сокращать затраты времени на сбор оперативной информации. На протяжении своего дежурства ДСЦ ведет график исполненной работы, необходимый для оперативного планирования и руководства маневровой, грузовой и поездной работой, качественного анализа работы за смену. Рабочие места ДСЦ и работников СТЦ следует размещать в одном помещении. Оператор-накопитель при ДСЦ в листках учета по каждому сортировочному пути указывает номер вагона, его назначение, массу груза, район подачи вагона, особенности производства маневров и постановки определенных вагонов в состав поезда и другие данные. Порядок расположения вагонов в листках и в действительности на сортировочных путях должен быть одинаковым. Эти листки заполняются на основании размеченных натурных листов прибывающих поездов или передач (подач) с подъездных путей и грузовых фронтов, а также сообщений составителей. Аналогичный учет вагонов на погрузочно-разгрузочных фронтах ведет оператор при сменном инженере (старшем технике) по грузовой и коммерческой работе. Листки учета наличия и расположения вагонов на грузовых фронтах заполняются на основании информации приемосдатчиков. В них указывается номер вагона, вид операции, время прибытия, подачи, окончания грузовых операций, а для погруженных вагонов - масса и назначение. Ведение непрерывного учета вагонов на сортировочных и погрузочно-разгрузочных путях позволяет оперативно планировать и осуществлять диспетчерское руководство маневровой и грузовой работой на станции, располагая достоверной информацией о состоянии путей, парков, грузовых фронтов в реальном масштабе времени. ДСП, руководит единой сменой станции, состоящей из работников служб перевозок, контейнерных перевозок и коммерческой работы, локомотивной, вагонной, сигнализации и связи, подъездных путей, портов и автомобильного транспорта. Наличие единой смены позволяет обеспечить слаженность в работе грузовой станции, выполнение государственных заказов и договорных обязательств. В зависимости от местных условий и объема работы распределение обязанностей между ДСЦ, сменным инженером по грузовой и коммерческой работе и ДСП может изменяться. В частности, при отсутствии на станции сменного инженера его обязанности выполняет ДСЦ, а если нет должности ДСЦ, руководство маневровой и грузовой работой на станции осуществляет ДСП. В процессе управления грузовой работой большое значение имеет информационное взаимодействие с клиентурой, которое выполняется на договорной основе. Предварительная грузовая информация грузополучателям передается по телетайпу или телефону в соответствии с заключенными договорами. Например, на Белорусской дороге грузополучателям в зависимости от их местонахождения передается предварительная информация следующих видов: о подходе вагонов под выгрузку в виде машинного прогноза. Она поступает пять раз в сутки: 2-50, 8-50, 13, 16-50, 21-50. При наличии телетайпа у получателя информация передается из отделения дороги через микропроцессор в автоматическом режиме в форме телетайпограмм, а в случае телефонной связи - диспетчером по грузовой работе; о следовании вагонов под выгрузку на станции участков в виде телефонограмм на 6, 12 и 18 ч. Эту информацию передают информаторы СТЦ; об отправлении вывозных и сборных поездов на станции в виде ТГНЛ; передается по телетайпу или телефону. Точная грузовая информация о подаче вагонов под выгрузку передается грузополучателям ДСМ не позднее чем за 2 ч до подачи вагонов. Необходимые сведения ДСМ поступают из СТЦ. Он планирует подачу вагонов совместно с ДСЦ. Для вагонов, выгружаемых на местах общего пользования, предварительная информация передается ДСМ и в отдел центровывоза. После прибытия вагонов на станцию определяется место выгрузки груза. Операторы товарных контор осуществляют передачу сведений в ЭВМ ДВЦ и вывод необходимых справок о погруженных и выгруженных вагонах. Эксплуатация подъездных путей, осуществляется в соответствии с требованиями Устава железных дорог и Правил эксплуатации железнодорожных подъездных путей, содержащих общие принципы взаимоотношений железной дороги с предприятиями. Для регулирования взаимоотношений станции с конкретным подъездным путем заключается договор на эксплуатацию подъездного пути или на подачу и уборку вагонов. В основу договора на эксплуатацию подъездного пути закладываются принципы работы и показатели единого технологического процесса (ЕТП). ЕТП разрабатывается при наличии на подъездном пути собственного локомотива и грузообороте свыше 50 вагонов в сутки. Ежесуточно начальник станции и руководитель транспортного (железнодорожного) цеха предприятия планируют объем грузовой и маневровой работы на предстоящие сутки. .При этом учитывается наличие грузов на складах предприятия, предварительная информация о подходе грузов, декадные заявки, получаемый из отделения план работы, а также предусматривается сгущение подачи вагонов в случае невыполнения плана погрузки за предыдущий период. Согласованный сменно-суточный план работы станции и подъездного пути утверждается начальником станции и начальником транспортного (железнодорожного) цеха. Он содержит: общее задание на погрузку грузов в вагонах, в том числе основных; погрузку отправительских и ступенчатых маршрутов с указанием времени окончания их погрузки; задание на выгрузку вагонов, использование их под сдвоенные операции; другие задания, вытекающие из конкретных условий и необходимости. Сменно-суточный план закладывается диспетчерами станции и подъездного пути в основу своей работы. В конце смены диспетчерский аппарат подводит итоги работы и предоставляет исходную информацию следующей смене. Следующий под погрузку порожний подвижной состав ДСЦ предъявляет к техническому и коммерческому осмотрам с записью номеров вагонов в книге формы ВУ-14, которую ведет оператор-накопитель при ДСЦ. Технический осмотр подаваемых вагонов осуществляют работники ПТО или уполномоченные начальником отделения дороги лица. ДСЦ и осмотрщики вагонов расписываются в книге формы ВУ-14 о годности вагонов к погрузке. После осмотра порожних вагонов на путях прибытия сортировочный листок корректируется с учетом годности подвижного состава под погрузку. Приемосдаточные операции выполняют старший приемосдатчик (приемосдатчик) железной дороги и представитель предприятия. После окончания осмотра представители принимающей и сдающей сторон подписывают памятки (натурные листы) или ведомости подачи и уборки вагонов, где фиксируется момент приема-сдачи вагонов. Сдача и прием вагонов в техническом отношении на приемосдаточных путях осуществляются параллельно с коммерческими операциями осмотрщиками пункта передачи вагонов и представителем предприятия (мастером). Все номера вагонов записывают в книгу передачи вагонов в техническом отношении формы ВУ-15 с указанием технического состояния вагонов. При обнаружении неисправностей, не угрожающих сохранности перевозимого груза и безопасности движения поездов, в книге формы ВУ-15 указывается характер неисправности. После передачи вагонов осмотрщик вагонов и представитель предприятия (мастер) расписываются в книге ВУ-15. Убираемые с подъездного пути вагоны осматриваются в техническом отношении теми же должностными лицами и обнаруженные неисправности сверяются с записями в книге формы ВУ-15. В случае повреждения вагонов на подъездном пути составляется акт формы ВУ-25 с подписями осмотрщиков вагонов станции и председателя предприятия (начальника смены и др.). Эти данные используются при установлении материальной ответственности за повреждение подвижного состава. В зависимости от местных условий работы книги формы ВУ-15 можно вести отдельно на станции и подъездном пути, но записи должны быть тождественными. В необходимых случаях составляется акт формы ВУ-25.
|