Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Раздел I. Нормативность и выразительность речи
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Методические указания И контрольные задания для студентов-заочников
по специальности 270116 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Нижний Тагил СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 7
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 10
ЛИТЕРАТУРА.. 23 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлена в соответствии с примерной программой «Русский язык и культура речи» для средних специальных учебных заведений, утверждённой Управлением среднего профессионального образования Минобразования РФ в 2002 году.
Цель курса: совершенствование коммуникативной компетенции студентов, развитие способности к социальной адаптации и мобильности.
Задачи: 1) формировать практические умения и навыки, связанные с правильным, коммуникативно- целесообразным использованием языковых средств в речи; 2) развивать умение логически мыслить, грамотно строить устное монологическое высказывание; 3) развивать умение эффективно вести беседу, спор, дискуссию, способствовать освоению принципов речевого поведения в различных ситуациях общения; 4) способствовать осознанному владению системой норм русского литературного языка; 5) обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями.
В содержание и структуру рабочей программы по дисциплине «Русский язык и культура речи» внесены некоторые изменения и дополнения. Во-первых, в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника НТМТ ФСПО) мы считаем необходимым включить в программу разделы, позволяющие работать над развитием коммуникативных умений студентов, связанных с монологической и диалогической формами речи: «Ораторика», «Беседа», «Спор». Необходимость включения этих разделов в содержание программы обусловлена тем, что руководителю среднего звена на производстве требуется постоянная мобилизация и готовность к социальным контактам. Результат деятельности подчинённых, профессиональные отношения с коллегами во многом зависят от того, насколько грамотно, корректно, убедительно руководитель формулирует свою позицию; умение эффективно вести беседу, спор, дискуссию, оптимально выбирать стратегию речевого поведения в различных ситуациях общения способствует как профессиональному становлению, так и развитию личности в целом. Во-вторых, в разделы примерной программы, ориентированные на поуровневое изучение единиц языка («Фонетика», «Лексика и фразеология», «Словообразование», «Части речи», «Синтаксис») внесены структурные изменения. В рабочей программе соответствующий раздел называется «Нормативность и выразительность речи», который предполагает изучение норм употребления единиц языка на разных уровнях (фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом). В связи с изменениями, внесёнными в программу, перераспределено количество часов по разделам, что отражено в тематическом плане. В программе представлено тематическое планирование учебного материала, содержание курса (минимальный объём материала, обязательного для изучения в техникуме), обозначены требования к уровню обученности студентов, распределённые по основным содержательным линиям курса, а также перечень практических занятий. Для успешной реализации общедидактических задач курса рекомендуется использовать следующие методы преподавания: лекция, беседа, разыгрывание коммуникативной ситуации, риторический анализ текста, диспут. Сочетание этих методов позволяет создать на занятиях атмосферу совместной деятельности преподавателя и студентов, активизировать творческие способности каждого студента. При изучении курса «Русский язык и культура речи» студенты должны приобрести ряд общих умений, необходимых для успешной коммуникативной деятельности.
Студенты должны знать: - основные понятия данной дисциплины; - специфику основных риторических жанров; - правила построения текстов разных риторических жанров. Студенты должны уметь: - анализировать свою речь с точки зрения её нормативности , уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи; - строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; - пользоваться словарями русского языка. При изучении курса «Русский язык и культура речи» предусмотрены следующие виды контроля: - текущий контроль на учебных занятиях (риторические выступления, письменный опрос, устный опрос, анализ предложенного текста); - тематический контроль (после изучения темы «Нормативность русской речи»). Формой промежуточной аттестации является зачёт.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к умениям: уметь выстраивать свою стратегию поведения в соответствии с ситуацией общения. Введение. Предмет, задачи, и основные разделы дисциплины. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты. Качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Условия эффективного общения. Требования к знаниям: знать основные разделы учебной дисциплины, понятия «язык», «речь», «речевая культура» и т. д. Требования к умениям: уметь создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи рассказывать о себе. Раздел I. Нормативность и выразительность речи. Тема 1.Основные нормы русского языка. Понятия нормы. Виды норм. Возникновение и изменение норм. Фонетические нормы. Акцентологические нормы. Требования к знаниям: знать особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы. Требования к умениям: уметь пользоваться орфоэпическими словарями. Тема 2.Лексические нормы. Слово, его лексическое и грамматическое значение. Многозначные слова. Переносное значение слова. Синонимы (их виды). Омонимы (их виды). Антонимы. Паронимы. Фразеологизмы. Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы (самостоятельная работа). Требования к знаниям: знать лексические и фразеологические единицы языка. Требования к умениям: владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова, уметь пользоваться толковыми, фразеологическими словарями, находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов. Тема 3. Грамматические нормы. Морфологические нормы. Нормативное употребление форм слова. Ошибки в употреблении числительных, местоимений, предложно - падежных форм существительных, видо-временных форм глагола. Требования к знаниям: знать самостоятельные и служебные части речи, правила формообразования существительных местоимений и числительных, правила употребления видо-временных форм глагола. Требования к умениям: уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой, выявлять грамматические ошибки в своем и чужом тексте. Тема 4. Синтаксические нормы. Понятие синтаксической нормы. Виды ошибок, связанных с нарушением синтаксических норм: нарушение связи между подлежащим и сказуемым, неправильное употребление причастных и деепричастных оборотов. Требования к знаниям: знать формы употребления причастных и деепричастных оборотов, правила построения синтаксических конструкций. Тема 5. Выразительные средства языка. Выразительные средства языка, основанные на переносном значении слова (тропы). Их функция в речи. Риторические фигуры. Звуковые и словесно–звуковые средства художественной изобразительности. Логические фигуры. Требования к знаниям: знать термины, обозначающие средства художественной изобразительности. Требования к умениям: уметь определять в тексте средства художественной изобразительности использовать выразительные средства в своей речи. Тема 6. Чистота и уместность речи. Чистота речи. «Нарушители чистоты»: диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы, канцеляризмы, сленг. Уместность речи. Ситуация общения и способ словесного выражения. Требования к знаниям: знать понятия: «чистота речи», «уместность речи», знать элементы языка, которые относятся к «сниженной» лексике. Требования к умениям: уметь опознавать нелитературные элементы, осуществлять подбор средств языка которые делают речь отвечающей целям и условиям общения.
Раздел II. Стили речи Тема 7. Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания). Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный; сфера их употребления; их языковые признаки, особенности построения текстов разных стилей. Требования к знаниям:знать основные понятия, относящиеся к теме урока; языковые признаки функциональных стилей речи, особенности построения текстов разных стилей. Требования к умениям:уметь различать тексты , относящиеся к разным функциональным стилям, самостоятельно создавать тексты разных стилей.
|