Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Раздел I. Нормативность и выразительность речи



РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Методические указания

И контрольные задания для студентов-заочников

 

по специальности 270116 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

 

Нижний Тагил



СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 6

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 7

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 10

 

ЛИТЕРАТУРА.. 23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлена в соответствии с примерной программой «Русский язык и культура речи» для средних специальных учебных заведений, утверждённой Управлением среднего профессионального образования Минобразования РФ в 2002 году.

 

Цель курса: совершенствование коммуникативной компетенции студентов, развитие способности к социальной адаптации и мобильности.

 

Задачи:

1) формировать практические умения и навыки, связанные с правильным, коммуникативно- целесообразным использованием языковых средств в речи;

2) развивать умение логически мыслить, грамотно строить устное монологическое высказывание;

3) развивать умение эффективно вести беседу, спор, дискуссию, способствовать освоению принципов речевого поведения в различных ситуациях общения;

4) способствовать осознанному владению системой норм русского литературного языка;

5) обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями.

 

В содержание и структуру рабочей программы по дисциплине «Русский язык и культура речи» внесены некоторые изменения и дополнения.

Во-первых, в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника НТМТ ФСПО) мы считаем необходимым включить в программу разделы, позволяющие работать над развитием коммуникативных умений студентов, связанных с монологической и диалогической формами речи: «Ораторика», «Беседа», «Спор».

Необходимость включения этих разделов в содержание программы обусловлена тем, что руководителю среднего звена на производстве требуется постоянная мобилизация и готовность к социальным контактам. Результат деятельности подчинённых, профессиональные отношения с коллегами во многом зависят от того, насколько грамотно, корректно, убедительно руководитель формулирует свою позицию; умение эффективно вести беседу, спор, дискуссию, оптимально выбирать стратегию речевого поведения в различных ситуациях общения способствует как профессиональному становлению, так и развитию личности в целом.

Во-вторых, в разделы примерной программы, ориентированные на поуровневое изучение единиц языка («Фонетика», «Лексика и фразеология», «Словообразование», «Части речи», «Синтаксис») внесены структурные изменения. В рабочей программе соответствующий раздел называется «Нормативность и выразительность речи», который предполагает изучение норм употребления единиц языка на разных уровнях (фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом).

В связи с изменениями, внесёнными в программу, перераспределено количество часов по разделам, что отражено в тематическом плане.

В программе представлено тематическое планирование учебного материала, содержание курса (минимальный объём материала, обязательного для изучения в техникуме), обозначены требования к уровню обученности студентов, распределённые по основным содержательным линиям курса, а также перечень практических занятий.

Для успешной реализации общедидактических задач курса рекомендуется использовать следующие методы преподавания: лекция, беседа, разыгрывание коммуникативной ситуации, риторический анализ текста, диспут. Сочетание этих методов позволяет создать на занятиях атмосферу совместной деятельности преподавателя и студентов, активизировать творческие способности каждого студента.

При изучении курса «Русский язык и культура речи» студенты должны приобрести ряд общих умений, необходимых для успешной коммуникативной деятельности.

 

Студенты должны знать:

- основные понятия данной дисциплины;

- специфику основных риторических жанров;

- правила построения текстов разных риторических жанров.

Студенты должны уметь:

- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности , уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

- пользоваться словарями русского языка.

При изучении курса «Русский язык и культура речи» предусмотрены следующие виды контроля:

- текущий контроль на учебных занятиях (риторические выступления, письменный опрос, устный опрос, анализ предложенного текста);

- тематический контроль (после изучения темы «Нормативность русской речи»).

Формой промежуточной аттестации является зачёт.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ

№ п/п Наименование темы Макс. нагрузка студента Количество аудиторных часов Самост. работа
Всего Практич.
Введение. Предмет, задачи, основные разделы курса. Понятие нормы, виды норм.    
Фонетические, грамматические, лексические нормы.
Выразительность речи (точность, чистота, уместность, ясность, краткость).  
Выразительность речи (логичность, эмоциональность, индивидуальность, богатство речи).  
Риторический жанр «Ораторика»  
Риторический жанр «Беседа»  
Риторический жанр «Спор»  
Языковые средства риторики    
Речевой этикет      
Зачет    
  Всего

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Требования к умениям: уметь выстраивать свою стратегию поведения в соответствии с ситуацией общения.

Введение.

Предмет, задачи, и основные разделы дисциплины.

Понятие культуры речи, ее социальные аспекты. Качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Условия эффективного общения.

Требования к знаниям:

знать основные разделы учебной дисциплины,

понятия «язык», «речь», «речевая культура» и т. д.

Требования к умениям: уметь создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи рассказывать о себе.

Раздел I. Нормативность и выразительность речи.

Тема 1.Основные нормы русского языка.

Понятия нормы. Виды норм. Возникновение и изменение норм. Фонетические нормы. Акцентологические нормы.

Требования к знаниям: знать особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы.

Требования к умениям: уметь пользоваться орфоэпическими словарями.

Тема 2.Лексические нормы.

Слово, его лексическое и грамматическое значение. Многозначные слова. Переносное значение слова. Синонимы (их виды). Омонимы (их виды). Антонимы. Паронимы. Фразеологизмы.

Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы (самостоятельная работа).

Требования к знаниям: знать лексические и фразеологические единицы языка.

Требования к умениям: владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова, уметь пользоваться толковыми, фразеологическими словарями, находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов.

Тема 3. Грамматические нормы.

Морфологические нормы. Нормативное употребление форм слова. Ошибки в употреблении числительных, местоимений, предложно - падежных форм существительных, видо-временных форм глагола.

Требования к знаниям: знать самостоятельные и служебные части речи, правила формообразования существительных местоимений и числительных, правила употребления видо-временных форм глагола.

Требования к умениям: уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой, выявлять грамматические ошибки в своем и чужом тексте.

Тема 4. Синтаксические нормы.

Понятие синтаксической нормы. Виды ошибок, связанных с нарушением синтаксических норм: нарушение связи между подлежащим и сказуемым, неправильное употребление причастных и деепричастных оборотов.

Требования к знаниям: знать формы употребления причастных и деепричастных оборотов, правила построения синтаксических конструкций.

Тема 5. Выразительные средства языка.

Выразительные средства языка, основанные на переносном значении слова (тропы). Их функция в речи. Риторические фигуры. Звуковые и словесно–звуковые средства художественной изобразительности. Логические фигуры. Требования к знаниям: знать термины, обозначающие средства художественной изобразительности.

Требования к умениям: уметь определять в тексте средства художественной изобразительности использовать выразительные средства в своей речи.

Тема 6. Чистота и уместность речи.

Чистота речи. «Нарушители чистоты»: диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы, канцеляризмы, сленг. Уместность речи. Ситуация общения и способ словесного выражения.

Требования к знаниям: знать понятия: «чистота речи», «уместность речи», знать элементы языка, которые относятся к «сниженной» лексике.

Требования к умениям: уметь опознавать нелитературные элементы, осуществлять подбор средств языка которые делают речь отвечающей целям и условиям общения.

 

Раздел II. Стили речи

Тема 7. Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания).

Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный; сфера их употребления; их языковые признаки, особенности построения текстов разных стилей.

Требования к знаниям:знать основные понятия, относящиеся к теме урока; языковые признаки функциональных стилей речи, особенности построения текстов разных стилей.

Требования к умениям:уметь различать тексты , относящиеся к разным функциональным стилям, самостоятельно создавать тексты разных стилей.

 



Просмотров 1047

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!