Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Пролеткульта - А Богданов и др.) и антропоцентрической



направленности (напр., концепция «Свободного воспитания*

- КН. Вентцель, И.И Горбунов-Посадов и др.).

Воснове любой системы воспитания лежит философия человека,

его взаимоотношений с природой и обществом. В связи с этим в современной

философии воспитания выделяются два типа существующих

моделей педагогической деятельности, а следовательно, два есте-

История и методология теории социально-культурной деятельности

ственно сложившихся философских подхода к образованию и воспитанию:

объективно-всеобщий и субъективно-индивидуальный.

Л.А. Беляева, опираясь на обширный историко-философский материал,

указывает, что «разновидностями первого типа являются геоцентрическая

модель, основанная на объективно-идеалистическом понимании

человека как продукта божественного творения... и социоцен-

трическая модель, рассматривающая человека как продукт социальной

среды, видящая его назначение в служении обществу, государст-

ву»14.

Разновидностями второго типа является иатуроцентрическая модель

образования и воспитания, где «человек рассматривается как

часть природы и акцент делается на признании врожденного характера

всех качеств... смысл жизни человека понимается как следование

своей природе» 15, и антропоцентрическая модель образования и воспитания,

основанная на признании самоценности личности, ее самодостаточности

в опоре на свою духовную сущность

Очевидно, что данная типология вполне приложима не только к

педагогике практической, но, может быть, даже в большей степени к

теории воспитания. Эти две оси координат « геоцентризм - социоцен-

тризм» и «натуроцентризм - антропоцентризм» позволяют выявить

то особое место, которое занимает теория социально-культурной деятельности

среди других педагогических теорий.

Во-первых, теория социально-культурной деятельности, возникшая

в период расцвета естествознания, утверждения философии позитивизма

и неокантианства, секуляризации научного познания в педагогике

(что, по П.Ф. Каптереву, совпадает с переходом от церковного к

государственному образованию), изначально была ориентирована на

социоцентрическую модель воспитания. Отсутствие теоцентрической

ориентации в период зарождения теории внешкольного образования,

ставшей предтечей современной теории социально-культурной деятельности,

подтверждается анализом обширного ареала источников по

педагогике внешкольной работы. Эта характерная черта теории не в

полной мере была присуща социально-культурной практике. Практика

внешкольного образования в дореволюционной России характеризовалась

определенным теоцентризмом, ибо достаточно сильно зави-

" Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности.

- Екатеринбург, 1993. - С. 60.

15 Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности.

- Екатеринбург, 1993. - С. 60.

Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности

села от церкви, зачастую определявшей содержание деятельности воскресных

школ, читален, народных домов, и др.

Определение теории социально-культурной деятельности как не

теоцентрической, а социоцентрической избавляет нас от необходимости

более подробно объяснять, почему мы не анализируем специально

идеи и концепции социокультурного воспитания, сложившиеся в различных

конфессиональных практиках, например в православии. Что

не исключает, однако, самой возможности использования конфессиональных

признаков при анализе социально-культурной работы в реальных

условиях, в том числе применительно к условиям современности.

Во-вторых, теория социально-культурной деятельности и ее теоретические

предшественницы - теории внешкольного образования, политико-

просветительной и культурно-просветительной работы, утверждая

идеалы творчества и «умственной самодеятельности»

(М.И. Демков), ориентировалась на антропоцентрические модели

воспитания. То есть центральным компонентом воспитательной системы

выступает общество (личность), а не природа.

Обобщенный историко-философский анализ идейно-смыслового

поля социально-культурного воспитания убедительно показывает, что

вариация педагогических моделей, сформулированных в теории социально-

культурной деятельности, определялась различной степенью

выраженности социоцентрической и антропоцентрической направленности

(от минимальной до максимальной степени выраженности).

Здесь уместно упомянуть, к примеру, позитивистские по сути педагогические

модели Пролеткульта (А. Богданов и др.), в которых была

максимально выражена социоцентрическая направленность. В качестве

педагогической модели социокультурного развития личности, в

которой в минимальной степени выражен социоцентризм и ярко

представлена антропоцентрическая доминанта, назовем концепцию

«Свободного воспитания» (КН. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов и

др.). Эти два примера демонстрируют крайнюю, максимальную степень

выраженности объективно-всеобщей и субъективно-

индивидуальной направленности теорий социально-культурного воспитания.

Иное дело, что между этими крайностями на широком континууме

воспитательных идей, концепций, технологий определяли

свое место теории социально-культурного воспитания - теории внешкольного

образования, политико-просветительной культурно-

просветительной работы, а также современная теория социально-

культурной деятельности, в которой реализуются ценности гуманистического,

творческого развития личности в ее наилучших способно-



Просмотров 779

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!