Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Пролеткульта - А Богданов и др.) и антропоцентрической
направленности (напр., концепция «Свободного воспитания* - КН. Вентцель, И.И Горбунов-Посадов и др.). Воснове любой системы воспитания лежит философия человека, его взаимоотношений с природой и обществом. В связи с этим в современной философии воспитания выделяются два типа существующих моделей педагогической деятельности, а следовательно, два есте- История и методология теории социально-культурной деятельности ственно сложившихся философских подхода к образованию и воспитанию: объективно-всеобщий и субъективно-индивидуальный. Л.А. Беляева, опираясь на обширный историко-философский материал, указывает, что «разновидностями первого типа являются геоцентрическая модель, основанная на объективно-идеалистическом понимании человека как продукта божественного творения... и социоцен- трическая модель, рассматривающая человека как продукт социальной среды, видящая его назначение в служении обществу, государст- ву»14. Разновидностями второго типа является иатуроцентрическая модель образования и воспитания, где «человек рассматривается как часть природы и акцент делается на признании врожденного характера всех качеств... смысл жизни человека понимается как следование своей природе» 15, и антропоцентрическая модель образования и воспитания, основанная на признании самоценности личности, ее самодостаточности в опоре на свою духовную сущность Очевидно, что данная типология вполне приложима не только к педагогике практической, но, может быть, даже в большей степени к теории воспитания. Эти две оси координат « геоцентризм - социоцен- тризм» и «натуроцентризм - антропоцентризм» позволяют выявить то особое место, которое занимает теория социально-культурной деятельности среди других педагогических теорий. Во-первых, теория социально-культурной деятельности, возникшая в период расцвета естествознания, утверждения философии позитивизма и неокантианства, секуляризации научного познания в педагогике (что, по П.Ф. Каптереву, совпадает с переходом от церковного к государственному образованию), изначально была ориентирована на социоцентрическую модель воспитания. Отсутствие теоцентрической ориентации в период зарождения теории внешкольного образования, ставшей предтечей современной теории социально-культурной деятельности, подтверждается анализом обширного ареала источников по педагогике внешкольной работы. Эта характерная черта теории не в полной мере была присуща социально-культурной практике. Практика внешкольного образования в дореволюционной России характеризовалась определенным теоцентризмом, ибо достаточно сильно зави- " Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. - Екатеринбург, 1993. - С. 60. 15 Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. - Екатеринбург, 1993. - С. 60. Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности села от церкви, зачастую определявшей содержание деятельности воскресных школ, читален, народных домов, и др. Определение теории социально-культурной деятельности как не теоцентрической, а социоцентрической избавляет нас от необходимости более подробно объяснять, почему мы не анализируем специально идеи и концепции социокультурного воспитания, сложившиеся в различных конфессиональных практиках, например в православии. Что не исключает, однако, самой возможности использования конфессиональных признаков при анализе социально-культурной работы в реальных условиях, в том числе применительно к условиям современности. Во-вторых, теория социально-культурной деятельности и ее теоретические предшественницы - теории внешкольного образования, политико- просветительной и культурно-просветительной работы, утверждая идеалы творчества и «умственной самодеятельности» (М.И. Демков), ориентировалась на антропоцентрические модели воспитания. То есть центральным компонентом воспитательной системы выступает общество (личность), а не природа. Обобщенный историко-философский анализ идейно-смыслового поля социально-культурного воспитания убедительно показывает, что вариация педагогических моделей, сформулированных в теории социально- культурной деятельности, определялась различной степенью выраженности социоцентрической и антропоцентрической направленности (от минимальной до максимальной степени выраженности). Здесь уместно упомянуть, к примеру, позитивистские по сути педагогические модели Пролеткульта (А. Богданов и др.), в которых была максимально выражена социоцентрическая направленность. В качестве педагогической модели социокультурного развития личности, в которой в минимальной степени выражен социоцентризм и ярко представлена антропоцентрическая доминанта, назовем концепцию «Свободного воспитания» (КН. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов и др.). Эти два примера демонстрируют крайнюю, максимальную степень выраженности объективно-всеобщей и субъективно- индивидуальной направленности теорий социально-культурного воспитания. Иное дело, что между этими крайностями на широком континууме воспитательных идей, концепций, технологий определяли свое место теории социально-культурного воспитания - теории внешкольного образования, политико-просветительной культурно- просветительной работы, а также современная теория социально- культурной деятельности, в которой реализуются ценности гуманистического, творческого развития личности в ее наилучших способно-
|