Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности



Первой и необходимой характеристикой науки как особого типа

духовного производства является признак объектности и предметности

научного познания.

Наука в человеческой деятельности выделяет только ее предметную

структуру и все рассматривает сквозь призму этой структуры.

Теория социально-культурной деятельности имеет собственную

предметную область, которая видоизменялась при трансформациях

социально-политического и культурно-исторического контекстов.

Однако динамика сужения или расширения предметного поля нашей

теории не затрагивала сущностных компонентов, таких, как, к примеру,

проблематика становления личности в ситуации досуга, в процессе

творческой самодеятельности.

В научной литературе имеются различные трактовки объекта и

предмета теории социально-культурной деятельности. Так, например,

в работах В.В. Попова отмечается; «Объектом науки является то, что

изучается наукой. Социально-культурная деятельность - это деятельность

человека. Теория СКД16 изучает главным образом сам опыт,

практику. СКД изучает и личность, и общество в целом. Опыт СКД

представляет собой виды, формы, способы, средства этой деятельности.

Объектом теории СКД выступают виды, способы, формы, средства

организации духовной деятельности социума и личности в условиях

свободного времени в целях формирования их общественно значимых

качеств.

Предметом теории СКД являются закономерности государственно-

общественной и личностно-индивидуалыюй духовной деятельности

в условиях свободного времени.

Закономерности СКД - это совокупность непреложно проявляющихся,

объективно существующих, внутренне обусловленных устойчивых

связей и отношений в свободной деятельности социума и личности

»17.

С этими определениями в целом можно согласиться Действительно,

предметной основой данной отрасли знания сегодня выступает

социально-культурное содержание различных видов деятельности

человека в сфере свободного времени.

16 В.В. Попов использует неофициальную аббревиатуру «СКД», которой обозначает

понятие «социально-культурная деятельность»

17 См: Попов В В., Попова Ф.Х. Культурно-досуговая деятельность в контексте

научного исследования: Монография - Тюмень Изд-во ТГУ, 2004. - 176

С

История и методология теории социально-культурной деятельности

Объект научного исследования - это то, на что направлен процесс

познания. Предмет и объект в теории социально-культурной деятельности

разворачивается в контексте тех или иных приоритетных направлений

исследований.

Исходя из сложившегося к настоящему времени понимания теории

социально-культурной деятельности как науки мы выделяем ее

специфический объект - культурно обусловленные аспекты жизнедеятельности

человека, использование социокультурных и социопеда-

гогических методов воздействия на поведение человека, оптимизация

духовного развития различных социальных групп, выделяемых по

возрастному, тендерному, региональному, этническому, религиозному,

экономическому и политическому признакам.

Такое определение отвечает современным представлениям о сущности

педагогической деятельности в открытой социально-

культурной среде.

Между тем в истории становления теории социально-культурной

деятельности достаточно примеров более узкого и несколько «ограниченного

» подхода к определению ее научной специфики. Так,

М.Н. Зеленецкий на современном ему этапе развития теории, в 1970-е

годы, выделял следующие направления исследований:

«1 Изучение существующей и потенциальной клубной аудитории,

выявление того, как оценивают мероприятия различные группы трудящихся

и в какой мере эти учреждения удовлетворяют их духовные

потребности, способствуют расширению и углублению интересов и

знаний.

2 Выявление степени эффективности работы клубов как по отдельным

ее направлениям, так и в целом; анализ применяемых форм и

методов с целью усиления воздействия на различные группы населения.

Эта проблема главная в клубоведении.

3. Изучение форм развития общественной активности и самодеятельности

в клубах, принципов создания внутриклубных коллективов.

4. Разработка перспектив развития сети клубов, содержания и методики

клубной работы в связи с социально-культурными изменениями

в советском обществе и современной научно-технической революцией

»58.

18 Клубоведение: Учебное пособие для культ-просвет, фак-тов ин-тов культуры

/ Под ред. В.А. Ковшарова, Н П. Скрыпнева, А.Г. Соломоника. - М.: Просвещение,

1972. - С. 10

Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности

Обратим внимание на «главную проблему клубоведения» советского

периода - усиление воздействия на различные группы населения.

Здесь нашла отражение парадигма социального воздействия, характерная

для клубоведческих исследований 1970 - 1980-х годов.

К концу 1990-х годов существенно расширилась проблематика социально-

культурных исследований. В настоящее время диссертационных

исследованиях по научной специальности 13.00 05 - «Теория,

методика и организация социально-культурной деятельности», объек-

том научного анализа, как правило, выступают:

- история и теория социально-культурной деятельностиво всем ее

родовидовом и историко-культурном многообразии;

- учреждение культуры, группа однотипных учреждений социально-

культурной сферы (на всех или одном уровне управления), территориальный

комплекс культурного обслуживания населения (область,

район, населенный пункт) с характеристикой показателей, определяющих

состояние или процесс развития всей системы;

- воспитательная, экономическая, социально-политическая и др.

деятельность учреждений социально-культурной и культурно-

досуговой сферы, обеспечивающая необходимые условия личностного

развития;

- реальная или потенциальная аудитория учреждений культуры,

население в целом или его отдельные категории, подразделяемые по

какому-либо социально-демографическому(по возрасту, полу, семейному

положению, профессии, образованию, участию в социальной

жизни населенного пункта и др.) или психолого-педагогическому признаку

(по уровню развития потребностей, интересов, ценностных ориентации

личности);

- участники различных видов социально-культурной деятельности:

культурно-досуговых мероприятий, самодеятельных коллективов;

- работники социально-культурной сферы, осуществляющие профессиональную

деятельность индивидуально или коллективно;

- формы и виды социально-культурной деятельности (самодеятельные

и любительские объединения, клубы по интересам, игровые,

анимационные, новые формы организации досуга и др.), особенности

их содержания и организации;

- технологии социально-культурной деятельности, взятые во всем

их разнообразии;

- процесс развития личности и ее деятельность в социально-

культурных условиях как в норме, так и в патологии;

История и методология теории социально-культурной деятельности

- процесс профессиональной подготовки кадров для социально-

культурной сферы и процесс их адаптации в условиях профессиональной

деятельности;

- экономические, материально-технические, информационные, технологические

и иные ресурсы, обеспечивающие сопиально-

куль турную деятельность.

В концептуальном плане этот перечень возможных сторон объекта

теории социально-культурной деятельности позволяет синтезировать

современное представление о ее предметном поле. Оно может быть

охарактеризовано, с одной стороны, как весьма обширное, но, с другой

- как чрезвычайно специфичное.

Широта аспектов, которые рассматривает теория социально-

культурной деятельности, обусловлена наличием на современном этапе

обобщающего представления о процессе социокультурного воспитания,

включающего цели, условия, результаты и способы деятельности,

и субъектов социально-культурной деятельности.

Специфика же определяется наличием в современной парадигме

теории социально-культурной деятельности базовой установки - атрибутировать

особенности этого процесса по творческому, свободному,

развивающему характеру всех компонентов воспитательной технологии.

Помимо объекта выделяются также предмет изучения или те наиболее

значимые с практической и теоретической точки зрения свойства,

стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному

изучению. Предмет исследования является более узким понятием,

чем его объект. Он является частью, стороной, элементом объекта.

Предметную сферу научных исследований составляют такие виды

деятельности людей, как их жизнеобеспечение, самообразование, социализация,

идентификация, адаптация, индивидуализация, коммуникация,

творчество и рекреация, причем в каждом из них рассматривается

прежде всего их социально-культурная обусловленность, предполагается

освоение определенных знаний и умений, ценностных ориентации

и установок, а также целенаправленное возвышение потребностей,

интересов и запросов личности.

В исследованиях социально-культурной деятельности изучаются

различные ее стороны, например:

- процесс или отдельные моменты подготовки тех или иных форм

культурно-досуговой деятельности;

- взаимоотношения участников какого-либо творческого коллектива,

профессионального коллектива, любительского объединения и др

Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности

объединения людей, функционирующего в процессе культурно-

досуговой деятельности;

- отдельные компоненты целостного педагогического процесса развития

личности участников социально-культурной деятельности;

- организационные взаимодействия, возникающие между учреждениями

социально-культурной сферы по реализации каких-либо воспитательных

задач;

- психолого-педагогические условия организации культурно-

досуговой деятельности конкретных категорий населения (детей, подростков,

взрослого населения, пожилых людей, лиц с ограниченными

возможностями и др.).

Этот перечень не исчерпывает всех возможных аспектов социально-

культурной деятельности, которые могут выступать в качестве

предмета научного исследования.

Целью научного исследования всегда является решение определенной

проблемы, имеющей место в жизнедеятельности общества,

учреждений, организаций, социальных групп и отдельных людей. В

проблеме исследования находит отражение противоречие между типичным

состоянием предмета исследования в реальной практике и

требованиями общества к нему, требованиями эффективного функционирования

объекта исследования и пр.

Поэтому проблема исследования в рамках теории социально-

культурной деятельности всегда связана с определенным совершенствованием

его предмета, с выявлением причин обнаруживаемых противоречий,

с разработкой системы мер, направленных на повышение

эффективности и качества функционирования предмета исследования

в практике учреждений культуры, с углублением теоретических представлений

о предмете исследования.

В том случае, когда, например предметом исследования является, к

примеру, процесс сценарно-режиссерской разработки какого-либо

вида или формы досуга, а объектом исследования - педагогический

процесс культурно-досуговой деятельности определенной группы населения,

то проблемой исследования может стать организация процесса

сценарно-режиссерской разработки, повышение его эффективности,

улучшение качества и т.д.

Обычно в педагогических исследованиях социально-культурной

деятельности ставятся следующие виды задач:

- теоретические задачи- направлены на выявление сущности исследуемых

понятий, признаков, теоретическую разработку уровней

функционирования, критериев эффективности, принципов и условий

функционирования и развития изучаемых явлений и т. п.;



Просмотров 1462

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!