Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
История и методология теории социально-культурной деятельности
- экспериментальные задачи- нацелены, во-первых, на выявление реального состояния объекта исследования, эмпирическое изучение опыта решения данной проблемы, выявление ее типичного состояния, типичных недостатков и затруднений, их причин, типичных черт передового опыта и пр.; во-вторых, направлены на экспериментальную проверку предложенной системы мер разрешения противоречий в социально- культурной практике; - методические задачи- предусматривают разработку методических рекомендаций, программ культурно-досуговой деятельности для тех, кто будет использовать результаты исследования на практике. Эти задачи направлены на обоснование необходимой системы мер для решения поставленной проблемы - обоснование, с одной стороны, опирается на теоретические данные, полученные автором, а с другой - на материалы анализа опыта работы конкретных учреждений культуры (или объединений), т.е. на данные решения экспериментальных задач. Научные исследования в сфере культуры должны, прежде всего, ориентироваться на решение определенных практических задач, разумеется, актуальных с точки зрения общественного, социального заказа, а также с позиций устранения некоторых типичных недостатков и затруднений в деятельности учреждений культуры. Казалось бы, что требование практической значимости совпадает с актуальностью исследования. Но это не совсем так, ибо актуальным может быть и просто теоретическое исследование, не имеющее практической направленности. Практическая значимость научного исследования во многом определяется тем, насколько возможно применение ее выводов, теоретических результатов, разработанных методик, программ и других материалов в реальной работе учреждений социально-культурной сферы (учреждений культуры, дошкольного и внешкольного воспитания, в которых проводится Культурно-досуговая деятельность, центров социальной защиты, социальной и коррекционно-реабилитационной работы и др.), педагогов, организаторов досуга. При изучении объекта исследования с позиций диалектического, системно-структурного подхода, т.е. во взаимосвязи с различными .Раздел I.Научный статус теории социально-культурной деятельности сторонами социально-культурной деятельности, исследователь дол- женпоследовательно выполнить следующие действия : • определить состав исследуемой социально-культурной системы (процесса, понятия и др.), вычленив основные входящие в нее элементы, компоненты, части, стороны; • теоретически обосновать предлагаемый состав компонентов социально-культурной системы, доказать, что этот он является относительно целостным, что в нем не упущены какие-либо важные элементы; • описать генезис развития представлений о данном явлении, об изучаемой системе: показать основные причины, которые обеспечивают развитие данной системы, присущие ей противоречия внутреннего и внешнего плана; • рассмотреть изучаемую систему с точки зрения смежных с социально- культурной деятельностью наук (педагогика, психология, культурология, социология, социальная антропология и др.), чтобы, опираясь на их достижения и закономерности, обеспечить системный и целостный подход к пониманию рассматриваемого феномена; • вычленить из всех связей системы внутреннего и внешнего плана наиболее важные, существенные, устойчивые, необходимые, т.е. закономерные; • определить проблемно-целевое поле функционирования социально- культурной системы, обосновывая анализ эмпирическими данными о структуре потребностей личности и общности; • разработать модель (технологию, программу и т.д.) функционирования системы, в которой бы была обеспечена реализация необходимых социальных целей, решена проблемная ситуа- 13 Подобный алгоритм разработан в отечественной педагогике весьма подробно, см., например: Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). - М.: Педагогика, 1982 - 192 с. Имеются подобные публикации и в отраслевой педагогической науке, см. например: Жаркова Л.С, Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно- досуговая деятельность: Теория, практика и методика научных исследований. - М.: МГУК, 1994. - 111 с. История и методология теории социально-культурной деятельности^ ция; • определить систему средств (психолого-педагогических, кор- рекционно-развивающих, художественно-эмоциональных и др.), рассчитанных на достижение максимально возможных результатов при минимально необходимых затратах времени и усилий; • предусмотреть при управлении системой единство планирования, организации, регулирования, стимулирования и контроля, т.е. завершенность управленческого цикла, дающего оптимальные результаты. Анализ показывает, что в современной теории социально- культурной деятельности сложился устойчивый алгоритм научного педагогического исследования. В самом общем виде исследовательские процедуры сводятся: - к описанию изучаемого явления как многокомпонентной системы. Исследователь отвечает при этом на вопросы: что составляет данную систему? Как взаимосвязаны компоненты? Влияют ли изменения параметров одних компонентов на изменение других? - к выявлению уровня научной разработанности исследований изучаемого явления. При этом идет поиск ответов на вопросы: кто, когда и в какой связи изучал это явление? Каковы результаты изучения? Что является уже известным, а что вызывает споры? - к разработке научно-практических (методических) рекомендаций по изменению и совершенствованию системы управления и деятельности. Здесь решаются такие вопросы, как например, что требуется изменить в существующей системе организации деятельности, связанной с изучаемым явлением? Какие результаты следует ожидать от этих изменений? Почему необходимы подобные изменения? Данный алгоритм действий исследователей, сложившийся в современной педагогической науке, и полноправно функционирующий в современной теории социально-культурной деятельности, позволяет наиболее полно описать изучаемое явление, выявить внутренние источники его саморазвития, взаимосвязи с другими явлениями, показать пути совершенствования изучаемой деятельности. Но это лишь одна сторона вопроса. Другой момент, вытекающий из анализа объекта и предмета исследований социально-культурной деятельности, заключается в том, что этот алгоритм представляет собой некую общепедагогическую матрицу научного исследования, опреде- Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности пяемую парадигмой и методологией как педагогики в целом, так и ее отраслевых теорий. Набор исследовательских процедур, составляющих этот алгоритм, постоянно находится в динамике. Происходит достаточно ясно осознаваемая исследователями переориентация преимущественно на те или иные методы исследования. К примеру, в середине 1970-х годов наблюдался повышенный интерес исследователей культурно- досуговой деятельности к социологическим методам, иногда в ущерб собственно педагогической специфике теории социально-культурной деятельности. Однако кардинальная смена методов научного исследования в рамках теории социально-культурной деятельности еще не происходила. При этом алгоритм научного исследования процессов социально-культурного воспитания, а также обеспечивающих его педагогических средств и условий на протяжении всего XX столетия оставался достаточно стабильным. Таким образом, подвержен изменениям не сам алгоритм педагогического исследования, а его методологическое обоснование, которое обусловливает существенные сдвиги в процедурах интерпретации результатов исследований, их внедрения в технологические модели. РАЗДЕЛ П. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА 6. МЕТОД ОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|