Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



История и методология теории социально-культурной деятельности



- экспериментальные задачи- нацелены, во-первых, на выявление

реального состояния объекта исследования, эмпирическое изучение

опыта решения данной проблемы, выявление ее типичного состояния,

типичных недостатков и затруднений, их причин, типичных черт передового

опыта и пр.; во-вторых, направлены на экспериментальную

проверку предложенной системы мер разрешения противоречий в социально-

культурной практике;

- методические задачи- предусматривают разработку методических

рекомендаций, программ культурно-досуговой деятельности для

тех, кто будет использовать результаты исследования на практике.

Эти задачи направлены на обоснование необходимой системы мер для

решения поставленной проблемы - обоснование, с одной стороны,

опирается на теоретические данные, полученные автором, а с другой -

на материалы анализа опыта работы конкретных учреждений культуры

(или объединений), т.е. на данные решения экспериментальных

задач.

Научные исследования в сфере культуры должны, прежде всего,

ориентироваться на решение определенных практических задач, разумеется,

актуальных с точки зрения общественного, социального заказа,

а также с позиций устранения некоторых типичных недостатков и

затруднений в деятельности учреждений культуры. Казалось бы, что

требование практической значимости совпадает с актуальностью исследования.

Но это не совсем так, ибо актуальным может быть и просто

теоретическое исследование, не имеющее практической направленности.

Практическая значимость научного исследования во многом определяется

тем, насколько возможно применение ее выводов, теоретических

результатов, разработанных методик, программ и других материалов

в реальной работе учреждений социально-культурной сферы

(учреждений культуры, дошкольного и внешкольного воспитания, в

которых проводится Культурно-досуговая деятельность, центров социальной

защиты, социальной и коррекционно-реабилитационной

работы и др.), педагогов, организаторов досуга.

При изучении объекта исследования с позиций диалектического,

системно-структурного подхода, т.е. во взаимосвязи с различными

.Раздел I.Научный статус теории социально-культурной деятельности

сторонами социально-культурной деятельности, исследователь дол-

женпоследовательно выполнить следующие действия :

• определить состав исследуемой социально-культурной системы

(процесса, понятия и др.), вычленив основные входящие в

нее элементы, компоненты, части, стороны;

• теоретически обосновать предлагаемый состав компонентов

социально-культурной системы, доказать, что этот он является

относительно целостным, что в нем не упущены какие-либо

важные элементы;

• описать генезис развития представлений о данном явлении, об

изучаемой системе: показать основные причины, которые

обеспечивают развитие данной системы, присущие ей противоречия

внутреннего и внешнего плана;

• рассмотреть изучаемую систему с точки зрения смежных с социально-

культурной деятельностью наук (педагогика, психология,

культурология, социология, социальная антропология

и др.), чтобы, опираясь на их достижения и закономерности,

обеспечить системный и целостный подход к пониманию рассматриваемого

феномена;

• вычленить из всех связей системы внутреннего и внешнего

плана наиболее важные, существенные, устойчивые, необходимые,

т.е. закономерные;

• определить проблемно-целевое поле функционирования социально-

культурной системы, обосновывая анализ эмпирическими

данными о структуре потребностей личности и общности;

• разработать модель (технологию, программу и т.д.) функционирования

системы, в которой бы была обеспечена реализация

необходимых социальных целей, решена проблемная ситуа-

13 Подобный алгоритм разработан в отечественной педагогике весьма подробно,

см., например: Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности

педагогических исследований: (Дидактический аспект). - М.: Педагогика,

1982 - 192 с. Имеются подобные публикации и в отраслевой педагогической

науке, см. например: Жаркова Л.С, Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-

досуговая деятельность: Теория, практика и методика научных исследований.

- М.: МГУК, 1994. - 111 с.

История и методология теории социально-культурной деятельности^

ция;

• определить систему средств (психолого-педагогических, кор-

рекционно-развивающих, художественно-эмоциональных и

др.), рассчитанных на достижение максимально возможных

результатов при минимально необходимых затратах времени

и усилий;

• предусмотреть при управлении системой единство планирования,

организации, регулирования, стимулирования и контроля,

т.е. завершенность управленческого цикла, дающего оптимальные

результаты.

Анализ показывает, что в современной теории социально-

культурной деятельности сложился устойчивый алгоритм научного

педагогического исследования. В самом общем виде исследовательские

процедуры сводятся:

- к описанию изучаемого явления как многокомпонентной системы.

Исследователь отвечает при этом на вопросы: что составляет данную

систему? Как взаимосвязаны компоненты? Влияют ли изменения

параметров одних компонентов на изменение других?

- к выявлению уровня научной разработанности исследований изучаемого

явления. При этом идет поиск ответов на вопросы: кто, когда

и в какой связи изучал это явление? Каковы результаты изучения?

Что является уже известным, а что вызывает споры?

- к разработке научно-практических (методических) рекомендаций

по изменению и совершенствованию системы управления и деятельности.

Здесь решаются такие вопросы, как например, что требуется

изменить в существующей системе организации деятельности, связанной

с изучаемым явлением? Какие результаты следует ожидать от

этих изменений? Почему необходимы подобные изменения?

Данный алгоритм действий исследователей, сложившийся в современной

педагогической науке, и полноправно функционирующий

в современной теории социально-культурной деятельности, позволяет

наиболее полно описать изучаемое явление, выявить внутренние источники

его саморазвития, взаимосвязи с другими явлениями, показать

пути совершенствования изучаемой деятельности.

Но это лишь одна сторона вопроса. Другой момент, вытекающий из

анализа объекта и предмета исследований социально-культурной деятельности,

заключается в том, что этот алгоритм представляет собой

некую общепедагогическую матрицу научного исследования, опреде-

Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности

пяемую парадигмой и методологией как педагогики в целом, так и ее

отраслевых теорий.

Набор исследовательских процедур, составляющих этот алгоритм,

постоянно находится в динамике. Происходит достаточно ясно осознаваемая

исследователями переориентация преимущественно на те

или иные методы исследования. К примеру, в середине 1970-х годов

наблюдался повышенный интерес исследователей культурно-

досуговой деятельности к социологическим методам, иногда в ущерб

собственно педагогической специфике теории социально-культурной

деятельности. Однако кардинальная смена методов научного исследования

в рамках теории социально-культурной деятельности еще не

происходила. При этом алгоритм научного исследования процессов

социально-культурного воспитания, а также обеспечивающих его педагогических

средств и условий на протяжении всего XX столетия

оставался достаточно стабильным.

Таким образом, подвержен изменениям не сам алгоритм педагогического

исследования, а его методологическое обоснование, которое

обусловливает существенные сдвиги в процедурах интерпретации результатов

исследований, их внедрения в технологические модели.

РАЗДЕЛ П.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА 6. МЕТОД ОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Просмотров 1016

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!