Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности. разрыва между наукой и практикой учреждений социально-



разрыва между наукой и практикой учреждений социально-

культурной сферы.

Данная проблема достаточно четко осознается ведущими учеными,

однако преодоление этого разрыва возможно только на основе принципиального

повышения качества проводимых научных исследований,

а также на основе широкой пропаганды достижений науки и повышения

научной информированности практиков социально-

культурной деятельности. Причем современное поколение практиков

и исследователей социально-культурной деятельности зачастую не

понимают друг друга, используют различные понятийно-

категориальные системы, мало учитывают методологическую основу

научных исследований и практики, имеют низкий уровень научно-

методологической культуры.

Видный отечественный специалист в области методологии образования

А.М. Новиков метко обозначил это явление как «массовую методологическую

безграмотность», которая реально препятствует повышению

качества научных, в том числе и педагогических исследований.

«В педагогической науке, да и не только в ней - то же можно ска-

ить и, подчас даже с большим основанием, о физико-математических,

технических, медицинских и многих других областях научного знания,

- исследователи нередко проявляют удивительную малоосве-

домленность или вовсе девственную неосведомленность о науке вообще

и о методологии в частности. Нередко бытует предубеждение

против методологии, понимаемой весьма упрощенно - как некоторой

абстрактной области философии, не имеющей прямого отношения ни

к конкретным научным исследованиям, ни к потребностям практики

»20.

В определенной мере становлению методологической культуры,

которая должна стать альтернативой методологической безграмотности,

может способствовать новый вузовский курс, посвященный проблемам

истории и методологии науки, введенный в подготовку магистрантов

и аспирантов, начать освоение которого нужно с уяснения

того, что же такое социально-культурная деятельность.

Многосоставность и широта проблемного поля, в котором сегодня

определяется теория социально-культурной деятельности, заставляют

предельно остро ощутить диссонанс между явной несогласованностью,

несоотнесенностью, тематической разбросанностью наших научных

исследований и их вполне очевидной эвристичностью, нова-

20 Новиков A.M. Методология образования. Издание второе. — М • Эгвес,

2006 - СЮ

История и методология теории социально-культурной деятельности.

торством, выражающихся в стремлении исследователей наиболее точно

вписаться в контекст современной социально-культурной практики.

Дает ли этот парадокс основания для предположения о том, что

теория социально-культурной деятельности является центростремительной

в своем развитии? Свидетельствует ли он о том, что качество

и теоретическая глубина исследований не соответствуют требованиям

современного научного познания?

Эти вопросы, несмотря на их кажущуюся случайность, позволяют

более точно сформулировать подход, в рамках которого может быть

изучена методология социально-культурной деятельности.

С одной стороны, необходимо охарактеризовать соответствие социально-

культурной методологии критериям научности, охарактеризовать

ее структуру и функции в контексте развития социокультурной

теории.

С другой стороны, важно выделить реальное (реальные) направление

(направления) развития методологии социально-культурной деятельности.

Это заставляет точнее определить динамические характеристики

методологии, выявить видоизменения методологических

принципов в свете изменения идеалов рациональности, критериев

объективности и других базовых компонентов социальной науки.

Однако ни анализ динамики, ни выявление уровня научного осмысления

методологии социально-культурной деятельности не смогут

заменить ее содержательный, сущностный анализ, который является

исходным пунктом для решения всего спектра методологических

проблем научных исследований социально-культурной деятельности.

Методология традиционно рассматривается как система принципов

и способов организации и построения теоретической и практической

деятельности, либо как учение об этой системе.

К вопросам методологии исследования обращается каждый изучающий

проблемы досуговой педагогики, теории социально-

культурной и культурно-досуговой деятельности. Термин «методология

» стал едва ли не самым популярным в нашей научной литературе.

Ни один автор сколько-нибудь значительной работы не обходится без

характеристики методологических основ, на которых строится его поиск,

истолковываются полученные данные, конструируются нововведения.

Но, к сожалению, большинство из них ограничиваются упоминанием

об исходных функциях методологического знания, и редко кто

предпринимает попытку специального углубленного анализа методологии

теории социально-культурной деятельности.

. Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности

Поэтому к числу наиболее важных проблем развития этой отрасли

|дагогической науки следует отнести уточнение ее методологии, со-

Тава методологического знания, категориального аппарата, основных

понятий теории. Это связано с тем, что в настоящее время как теоре-

и пси, так и практики не всегда могут ответить на вопрос, что значит

методологическое обеспечение социально-культурной деятельности,

какие методологические знания могут помочь выстроить педагогическую

модель культурно-воспитательного процесса, адекватную современным

условиям. Подтверждением этому может служить сам факт

отсутствия в специальной литературе по теории социально-

культурной деятельности развернутого определения методологии нашей

науки. Хотя, по большому счету, это характерно для российской

науки в целом, где сегодня подчас преобладает методологическая разноголосица

и неопределенность.

Методология - ключевое понятие любой теории, в том числе и теории

социально-культурной деятельности. Это общепризнанный факт.

Однако даже в философии науки отсутствуют однозначное и окончательное

определение методологии. Более того спектр оттенков, которые

характерны для понимания методологии в отечественной философской

и педагогической науке, широк настолько, что в нем соседствуют

подчас взаимоисключающие позиции. Одни авторы считают методологией

только философскую проблематику, другие, сужая объем

последней, рассматривают в качестве методологии лишь диалектику.

Третья группа авторов трактуют методологию как частную философскую

дисциплину, как совокупность гносеологических проблем, выделившихся

из общей теории познания и имеющих своей целью специальный

анализ научного знания: по их мнению, методология науки

«является той частью гносеологии, которая исследует познавательные

процессы, происходящие в науке, исследует методы и формы научного

познания»21.

В начале XX столетия общая методология определялась, например,

в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона как «отдел логики,

посвященный учению о методах рациональных и эмпирических наук»,

а частная методология - как «рассмотрение видоизменений методов в

той или другой науке, в зависимости от объектов этой науки»22.

Естественно, что современное представление о методологии существенно

шире и не ограничивается лишь указанием на ее генетиче-

21 Штофф В.А. Введение в методологию научного познания. - Л., 1982. - С. 14.

22 Малый энциклопедический словарь. - СПб.: Издание Брокгауз-Ефрон,

1907. - Т. II. (Выпуск III.). - С. 555.

История и методология теории социально-культурной деятельности^

скую связь с логикой. УШЛО В прошлое и разграничение на общую и

частную методологию. Эта дихотомия сейчас формулируется как система

разных по уровню понятий - методология и теория. Разграничение

понятий методологии и теории - необходимый элемент логико-

структурного анализа философии науки. Основное различие этих понятий

определяется спецификой предмета методологии и предмета

теории.

Зачастую методологией называют все, что прежде относили к методике,

к процедурам исследований, к методам познания - от абстрактно-

теоретических, всеобщих до сугубо специальных, уникальных

и неповторимых, имеющих место в любых видах познавательной, технической,

технологической, социальной и т.п. деятельности. Здесь

допускается двойственность в понимании методологии: во-первых,

она обозначает совокупность методов научного познания как таковых,

во-вторых, оно является учением об этих методах. Первое из этих значений

отражает «онтологический аспект методологии, когда она выступает

стороной самой научной действительности», второе - с той же

мерой условности термина - «гносеологический ее аспект, когда она

понимается как осознание, исследование этой действительности»23.

Между тем онтологический и гносеологический уровни методологии

органично связаны между собой, хотя и представляют качественно

различные измерения научной реальности.

Совокупность средств и методов научного познания (качества познающего

субъекта, материально-технические и языковые средства и

методы познания, познавательные процедуры и др.) в их функционировании

образует относительно автономную систему, своего рода технологию

научного познания. Именно она служит предметом самостоятельного

анализа, осуществляемого методологией научного познания

как научной дисциплины (онтологический аспект). При этом

следует отметить, что методология является частью гносеологии, которая

исследует познавательные процессы, происходящие в науке,

исследует методы и формы научного познания (гносеологический аспект).

В XX веке происходил быстрый рост методологических исследований,

превращение методологии в специализированную область философского

знания. Заметно углублялось методологическое самосознание

различных научных дисциплин. Особое влияние на развитие ме-

23 Готт B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление

и развитие. - М.: Мысль, 1984. - С. 212.

Раздел I. Научный статус теории социально-культурной деятельности

годологии оказывали процессы дифференциации и интеграции науч-

о знания, коренные преобразования классических и неклассиче-

• к их научных парадигм, появление множества новых дисциплин, усложнение

предметного поля науки и ее исследовательских процедур.

Если раньше понятие методологии охватывало преимущественно

• шюкупность представлений о философских основах научно-

жинавательной деятельности, то теперь, к началу XXI столетия, ему

(оответствует внутренне дифференцированная и специализированная

область знания. От теории познания, исследующей процесс познава-

и'льной деятельности в целом и, прежде всего, его содержательные

основания, методологию отличает акцент на методах, путях достижения

истинного и практически эффективного знания. От социологии

пауки и науковедения методология отлична своей направленностью

на внутренние механизмы, логику движения и организацию знания.

Существует несколько классификаций методологического знания.

()дним из распространенных является деление методологии на содержательную

и формальную. Первая включает в себя следующие проблемы:

структура научного знания вообще и научной теории в особенности;

законы порождения, функционирования и изменения научной

юорий; понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин; харак-

i ористика схем объяснения, принятых в науке; структура и операциональный

состав методов науки; условия и критерии научности. Формальные

аспекты методологии связаны с анализом языка науки, фор- ,

мальной структурой научного объяснения, анализом формальных и

формализованных методов исследования, в частности методов построения

научных теорий и условий их логической истинности, типологии

систем знания и т д. В связи с разработкой этого круга проблем

возник вопрос о логической структуре научного знания, и началось

развитие методологии науки как самостоятельной области исследования,

охватывающей все многообразие методологических и методических

принципов и приемов, операций и форм научного познания.

Методология науки зарождается вместе с возникновением самой

науки. Она - непременный ее работающий компонент, который может

носить метафизический и диалектический, идеалистический и материалистический

характер. В зависимости от этого она способна стимулировать

процесс познания истины или уводить его в сторону, мешать

ему.

Такой подход позволяет выделить несколько нетрадиционную

трактовку методологии: «Если уж исходить из этимологии термина

«методология» и учесть, что слово «метод» обозначает путь к чему-

либо, а в науке это в первую очередь путь к истине, то методологию

История и методология теории социально-культурной деятельности.

кратко можно определить как логику обоснования пути к истинепри

помощи фундаментальных, философских и общенаучных идей и понятий,

методов и принципов»24.

Именно в этом смысле мы определяем методологию как обоснование



Просмотров 741

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!