Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Ориентиры, необходимые для разработки теории, теория исследовательских
Методов (учение о методе), а также методические, технологические Компоненты, соподчиненные с сущностной, ценностно- Смысловой ориентацией педагогической теории. В этом перечне угадывается Трехсоставная природа методологии педагогики - ценностно- Целевой, инструментально-теоретический, технологическийуроътт. Структурный анализ методологических оснований педагогической Пауки позволяет обнаружить, что для социально-культурной деятельности Характерно наличие методологической специфики по каждому Из этих уровней. При этом выраженность специфики оказывается различной По всему составу компонентов, входящих в указанные уровни. В таблице 1 соотнесены структура и состав методологии социаль-» Но-культурной деятельности, что позволяет показать ее общепедагогическую И узкоспециальную природу. На ценностно-целевом уровне специфика методологии социально- Культурной деятельности проявляется прежде всего в таком компоненте Методологии, как социальные цели. Определяющее значение всеобщей, то есть философской, методологии По отношению к общенаучным и специальным методам исследования, Как правило, характеризуется тем, что она пронизывает каждый Из исследовательских методов. История и методология теории социально-культурной деятельности Таблица 1 СТРУКТУРА И СОСТАВ МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Уровни в структуре Методологии Ценностно-целевой Уровень Инструментально- Теоретический Уровень Технологический Уровень Состав методологии социально-культурной Деятельности Социальные цели, влияющие на развитие воспитательной Деятельности в сфере досуга, ориентация на Цели гармонизации социального взаимодействия, Приобщения развивающейся личности к ценностям Культуры и др Философские основания - обобщенные философские Идеи, определяющие сущность свободного развития Личности в ее наилучших потенциях и дарованиях, Творчестве, социальной активности Понятийный аппарат - тезаурус базовых и периферийных Понятий, в котором отражается специфика Предметной области науки, а также присутствуют понятия Из общенаучной, частнонаучных теорий (педагогики, Психологии, социологии, теории досуга, теории Культуры, социальной работы, менеджмента и Др ), язык педагогической науки Научные представления о теории социально- Культурной деятельности (т е знания о знаниях как Отраженных в теории), об особенностях применения Категорий, принципов и законов научного познания в Исследовании социально-культурных явлений и процессов Методы научного исследования как инструмент научного Поиска, научного решения задач теории и практики Социально-культурной деятельности Методы проектирования и прогнозирования социально- Культурных процессов Принципы и методы, реализуемые в реальных ситуациях Социально-культурной деятельности, социального Воспитания в досуговых ситуациях Принципы и методы интерпретации результатов культурно- Воспитательной деятельности и последствий Внедрения инноваций Показатели и критерии эффективности качества результатов Профессиональной деятельности работников Социально-культурной сферы _____ Раздел I. Научный статус теории содаально-культурной деятельности Инструментально-теоретический уровень методологии социально- и у«i.i урной деятельности включает в свой состав не только систему Синих, баювых понятий нашей теории, но и систему представлений о м»чид|1Х научного исследования, адекватных ее предметной области (>дн.1КО отдельный метод исследования, особенно когда он выполнит (ик'рационно-техническую задачу, может представляться иссле- шише/но или в определенных пределах, или оставаться нейтральным Будучи включенным в общеметодологическую систему метод иссле- ШШ.НП1Я как компонент методологии наследует специфику ценностно- iw/ii'iioio инструментально-теоретического уровней Значение теоре- ut'iaiuix концепций (общих и частных) проявляется при необходимое In определить взаимосвязь и последовательность применения ис- ( «едшительских методов Такая необходимость возникает всегда, и Ппппннистский подход к исследованиям, пытающийся создать иллю-
|