Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Пш) независимости метода от теории, неизбежно обнаруживает свою
Нссосгоятельность J РАЗДЕЛ III. ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТЕМА 8. ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержание понятия «парадигма» (от греч. paradeigma - Пример, образец). Парадигма как господствующая система Идей, научных представлений, которая позволяет решать мировоззренческие И практические задачи, служит эталоном научного Мышления. Смена парадигм социальной науки как условие и предпосылка Общественного прогресса, позволяющая более эффективно И успешно воздействовать на развитие общества, определять Ближайшие и отдаленные последствия такого воздействия. Понятие «парадигма» в социально-культурном исследовании Как обобщающая модель методологической, теоретической И прикладной деятельности научного сообщества теоретиков Социально-культурной деятельности, научно- Педагогических коллективов, представителей научных школ. Научное понятие «парадигма» имеет отношение прежде всего к методологии науки. Понятием «парадигма» сегодня определяют «признанные Всеми научные достижения, которые в течение определенного Времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу»45 Речь идет о некой господствующей системе идей, научных Представлений, которая дает исследователям определенное видение Мира и позволяет решать мировоззренческие и практические задачи, Служит эталоном научного мышления. Парадигма - это обобщающая модель методологической, теоретической И прикладной деятельности научного сообщества. Вот почему В современной философии науки складывается вполне единодушное Мнение, что смена парадигм социальной науки является важным условием И предпосылкой общественного прогресса, позволяя более Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977. - С. 11. М П4 |ффпипшго и успешно воздействовать на развитие общества, предви- Ин ближайшие и отдаленные последствия такого воздействия. Leucine и цикличность смены парадигм как самостоятельная пропнем. I, имеющая общенаучный характер, изучается с середины 1960-х ПДОИ, после появления работ Томаса Куна, а затем И. Пригожина, и 'ipyiiiv западных исследователей Изучение этой проблематики осу- ц<*с шлялось в рамках особого направления философских исследований - философии науки. Оживленная дискуссия 1960-1980-х годов |ю шшросам источников и динамики научного знания развернулась в |)мбогах Т. Куна, К. Поппера, М. Полани, И. Лакатоса, Fl Фейерабенда. Итогом философских дискуссий явилось становление Нескольких авторитетных теорий развития науки. В отечественной науке имеются фундаментальные исследования Парадигм естественнонаучного и общественно-научного знания (В.А. Лекторский, В Н. Порус, В.И Купцов, Б.Г. Юдин и др.). Сегодня намечается Особый интерес к изучению методологии обществоведческих Наук, среди которых педагогика имеет решающее значение как наука Фокусирующая (реализующая) в воспитательной практике достижения И идеи всех обществоведческих наук, претворяющая в реальность Их парадигмальные значения и смыслы. Говоря другими словами, современная Педагогическая наука находит отражение в многообразных Педагогических концепциях и технологиях, которые в XXI веке принесут С собой новое видение мира, сформируют новый стиль жизни и 2 Деятельности Однако сама теория социально-культурной деятельности, Как особого вида педагогической деятельности в этом контексте Являются наименее изученной именно со стороны ее парадигмалыюй, Методологической обусловленности. В данном контексте ясно, что изучение педагогических парадигм Социально-культурной деятельности в той или иной степени выражает Острую потребность теоретиков и практиков, ученых выявить некие Обобщенные представления о сущности, организации, методике, а также Результатах этой деятельности. Результативность подобной научной Рефлексии весьма определенно сказывается на выдвижении перспективных Целей развития отраслевой науки, задает тон для выработки Моделей и технологий педагогической деятельности в социально- Культурной сфере. Исходным моментом для анализа парадигм Науки должно выступать определение теории, максимально конкретизирующее
|