Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Пш) независимости метода от теории, неизбежно обнаруживает свою



Нссосгоятельность

J

РАЗДЕЛ III.

ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

ТЕМА 8. ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ НАУЧНОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание понятия «парадигма» (от греч. paradeigma -

Пример, образец). Парадигма как господствующая система

Идей, научных представлений, которая позволяет решать мировоззренческие

И практические задачи, служит эталоном научного

Мышления.

Смена парадигм социальной науки как условие и предпосылка

Общественного прогресса, позволяющая более эффективно

И успешно воздействовать на развитие общества, определять

Ближайшие и отдаленные последствия такого воздействия.

Понятие «парадигма» в социально-культурном исследовании

Как обобщающая модель методологической, теоретической

И прикладной деятельности научного сообщества теоретиков

Социально-культурной деятельности, научно-

Педагогических коллективов, представителей научных школ.

Научное понятие «парадигма» имеет отношение прежде всего к методологии

науки. Понятием «парадигма» сегодня определяют «признанные

Всеми научные достижения, которые в течение определенного

Времени дают модель постановки проблем и их решений научному

сообществу»45 Речь идет о некой господствующей системе идей, научных

Представлений, которая дает исследователям определенное видение

Мира и позволяет решать мировоззренческие и практические задачи,

Служит эталоном научного мышления.

Парадигма - это обобщающая модель методологической, теоретической

И прикладной деятельности научного сообщества. Вот почему

В современной философии науки складывается вполне единодушное

Мнение, что смена парадигм социальной науки является важным условием

И предпосылкой общественного прогресса, позволяя более

Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977. - С. 11.

М П4

|ффпипшго и успешно воздействовать на развитие общества, предви-

Ин ближайшие и отдаленные последствия такого воздействия.

Leucine и цикличность смены парадигм как самостоятельная пропнем.

I, имеющая общенаучный характер, изучается с середины 1960-х

ПДОИ, после появления работ Томаса Куна, а затем И. Пригожина, и

'ipyiiiv западных исследователей Изучение этой проблематики осу-

ц<*с шлялось в рамках особого направления философских исследований

- философии науки. Оживленная дискуссия 1960-1980-х годов

|ю шшросам источников и динамики научного знания развернулась в

|)мбогах Т. Куна, К. Поппера, М. Полани, И. Лакатоса,

Fl Фейерабенда. Итогом философских дискуссий явилось становление

Нескольких авторитетных теорий развития науки.

В отечественной науке имеются фундаментальные исследования

Парадигм естественнонаучного и общественно-научного знания (В.А.

Лекторский, В Н. Порус, В.И Купцов, Б.Г. Юдин и др.). Сегодня намечается

Особый интерес к изучению методологии обществоведческих

Наук, среди которых педагогика имеет решающее значение как наука

Фокусирующая (реализующая) в воспитательной практике достижения

И идеи всех обществоведческих наук, претворяющая в реальность

Их парадигмальные значения и смыслы. Говоря другими словами, современная

Педагогическая наука находит отражение в многообразных

Педагогических концепциях и технологиях, которые в XXI веке принесут

С собой новое видение мира, сформируют новый стиль жизни и 2

Деятельности Однако сама теория социально-культурной деятельности,

Как особого вида педагогической деятельности в этом контексте

Являются наименее изученной именно со стороны ее парадигмалыюй,

Методологической обусловленности.

В данном контексте ясно, что изучение педагогических парадигм

Социально-культурной деятельности в той или иной степени выражает

Острую потребность теоретиков и практиков, ученых выявить некие

Обобщенные представления о сущности, организации, методике, а также

Результатах этой деятельности. Результативность подобной научной

Рефлексии весьма определенно сказывается на выдвижении перспективных

Целей развития отраслевой науки, задает тон для выработки

Моделей и технологий педагогической деятельности в социально-

Культурной сфере. Исходным моментом для анализа парадигм

Науки должно выступать определение теории, максимально конкретизирующее



Просмотров 531

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!