Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Специфику предметной области, которую осмысляет данная
Наука. Профессор Е.В. Бондаревская точно отметила, что «широкое распространение понятия «парадигма» в современных научно- История и методология теории социально-культурной деятельности Педагогических исследованиях и инновационной образовательной Практике свидетельствует, что в нем объективированы важные как для Ученых, так и для учителей значения. Нельзя не заметить особую пристрастность Исследователей, использующих это понятие. Парадигму отстаивают, причем не в диалоге, а в жестком споре, за нее «сражаются », каждый ученый стремится предложить собственное ее определение, Поэтому парадигма не миф, как утверждают некоторые теоретики, А реальность, методологический феномен, без которого, очевидно, невозможно Обойтись ни современному исследователю, ни педагогу- практику, вставшему на путь инновационной деятельности»46. К мировоззренческим парадигмам социальной педагогики в воспитательном Ее аспекте Л.Е. Никитина относит положения, базирующиеся На теории социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс); теории Постиндустриального общества (Д. Белл); современных версиях теории факторов: теории культурного отставания У.Ф. Огборна, теории Индустриальной цивилизации Р. Арона и У. Ростоу, теории экономической Цивилизации К. Шепарда; а также на теориях элиты (биологических - Р. Уильяме, Э. Богардус; психологических - Г. Джильберт, Б. Скиннер; психоаналитических - неофрейдизм, Э. Эриксон; социально- Психологических - Э. Фромм, Г. Лассауэлл; технократических - Дж. Бернхэм, Дж. Гэлбрейт; наукократических - концепция мерито- Кратии (Д. Белл, М. Янг, К. Штайнбаух, Г. Краух и др.); теории космополитизма (мирового гражданства) и гражданского общества; теория «органичного роста» (М. Месарович и Э. Пестель) и др. Среди специфических воспитательных парадигм выделяются социально- Педагогическая парадигма П. Наторпа, который рассматривал Социальную педагогику как направление интеграции воспитательных Сил общества с целью повышения культурного уровня народа, И парадигма Г. Ноля и Г. Боймера, сводивших социальную педагогику К направлению социальной помощи обездоленным детям, их Опеке, профилактике нарушений несовершеннолетних и т.д. Вместе с тем особое значение имеет не только содержание воспитательных Парадигм, но и выбор той или иной из них при формировании Логико-гносеологического аппарата теории воспитания, что обусловливается Ее связями с другими науками, влияющими на процесс развития Самой теории и отражаемой ею воспитательной практики, на Бондаревская Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики / / http://portalus.ru Раздел III. Парадигмы социально-культурных исследований Процесс становления и развития теоретического знания в области Носнитания, на отбор содержания, структуры, технологий и т.д.47. Понятие "парадигма"в социально-культурномисследовании Iporpecc науки и техники в XX веке выдвинул перед методологией П историей науки актуальную проблему анализа природы и структуры Тех коренных, качественных изменений научного знания, которые Принято называть революциями в науке. В 1970-е годы в философии науки возобладала идея релятивности Норм научно-познавательной деятельности. С разных сторон эту проблему Анализировали М. Полани, С. Тулмин, Н. Хэнсон, И. Лакатос, Дж. Агасси, П. Фейерабенд и другие исследователи, взгляды которых Могут быть соотнесены с методологическими концепциями критического Рационализма или исторической школы в философии науки. Однако в западной философии и истории науки интерес к этой проблеме До сих пор актуализируется в связи с анализом идей, высказанных, прежде всего, Томасом Куном. Его книга "Структура научных революций" вызвала огромный интерес не только у зарубежных историков Науки, но также у отечественных философов, социологов, психологов, Изучающих научное творчество. На первый взгляд Кун не открывает ничего нового, о наличии в Развитии науки нормальных и революционных периодов говорили Многие авторы. Но они не смогли найти аргументированного ответа на вопросы: «Чем отличаются небольшие, постепенные, количественные
|