Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Парадигм по критериям ориентации на изучение макро- и микросоциальных
Явлений носит предельно общий характер, вслед за которым Имеется возможность выстроить развернутую более конкретную Картину многообразия парадигм в конкретных разделах социологии. Например, в социологии общественных движений имеется разброс Парадигм - от традиционной парадигмы коллективного поведения, Парадигмы коллективного действия (мобилизационный подход), до Парадигмы идентичности, новых общественных движений56 Столь же вариативен и парадигмальный контекст культурологии, Для которой, по мнению В.М. Розина, характерно наличие эволюцио- Нисткой, психологической, структурно-антропологической, постмо-, Дернисткой парадигм, а конкретное культурологическое исследование «может при своем построении опираться на несколько парадигм»57. Таким образом, гуманитарные науки, имеющие в качестве своего Предмета социокультурные феномены, все чаще рассматриваются как «мультипарадигмальные», т.е. для которых характерно одновременное Существование не одной, а нескольких парадигм. "^ 55 Ядов В.А. Социологические исследования: Методология, программа, методы. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. - С. 6-7. 56 См: Здравомыслова Е.А Парадигмы западной социологии общественных движений. - СПб: Наука, 1993. - 171 с. 57 См.: Розин В.М. Культурология. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа "ФОРУМ-ИНФРА-М", 1998. - С 57-85. История и методология теории социально-культурной деятельности Мультипарадишальныйхарактер теории социально- Культурной деятельности Одним из подтверждений этому является то обстоятельство, что Парадигма может обслуживать как самые общие исследовательские Задачи, так и узкие, специализированные задачи, которые неизбежно Возникают перед исследователями социокультурных явлений. Это Предполагает как минимум одновременное сосуществование парадигм Общезначимых для научного сообщества, а также парадигм, обслуживающих Частные, специализированные научные задачи. Следовательно, Уровень постановки исследовательских задач неизбежно соотносится С уровнем их парадигмального опосредования, а это, в свою очередь, позволяет различать: • общенаучную парадигму, признаваемую всем научным сообществом И общественным сознанием независимо от отрасли знаний, Вида деятельности, страны; • частные (специализированные) парадигмы, образующие теоретическую Основу различных отраслей знаний (частных наук) и Используемые в практической деятельности в той сфере, к которой Эти науки относятся; • локальные парадигмы, несущие на себе отпечаток специфического Познания и применения общенаучных и частных парадигм той Или иной локальной цивилизации или стране с учетом присущего Ей менталитета58. Все эти три уровня неразрывно связаны между собой, причем определяющая Роль принадлежит парадигмам общенаучного уровня, Который задает контуры специализированным парадигмам. Поскольку уровни постановки и решения исследовательских задач Традиционно дифференцируются как методологический, теоретический И прикладной, постольку и дифференциация структуры парадигмального Контекста теории социально-культурной деятельности Имеет этот же вид. В нем четко выявляются общенаучные (философские, Ценностно-смысловые идеи), частнонаучные (обобщающие идеи Педагогической науки, культурологии, социологии, психологии и других Смежных наук) и специальнонаучный уровни (идеи социального 58 См. например: Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы / / Вопросы философии. - М., 1997 - № 1. - С. 3. Раздел III. Парадигмы социально-культурных исследований Иоспитания и культурного развития личности в ситуации досуга, Иорчества, общественной самодеятельности). Выделение этих уровней не исчерпывает сложную структуру парадигмы. Они лишь констатируют вертикальное, иерархичное строение Феноменов научного познания в их теоретико-эмпирической взаимосвязи. Логично предположить, что на каждом из уровней структуры парадигмы - общенаучный, частнонанучный, специальнонаучный - существует Содержательный компонент парадигмы, который определяет Весьма тонкие исследовательские процедуры. Этот компонент парадигмы
|