Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Парадигм по критериям ориентации на изучение макро- и микросоциальных



Явлений носит предельно общий характер, вслед за которым

Имеется возможность выстроить развернутую более конкретную

Картину многообразия парадигм в конкретных разделах социологии.

Например, в социологии общественных движений имеется разброс

Парадигм - от традиционной парадигмы коллективного поведения,

Парадигмы коллективного действия (мобилизационный подход), до

Парадигмы идентичности, новых общественных движений56

Столь же вариативен и парадигмальный контекст культурологии,

Для которой, по мнению В.М. Розина, характерно наличие эволюцио-

Нисткой, психологической, структурно-антропологической, постмо-,

Дернисткой парадигм, а конкретное культурологическое исследование

«может при своем построении опираться на несколько парадигм»57.

Таким образом, гуманитарные науки, имеющие в качестве своего

Предмета социокультурные феномены, все чаще рассматриваются как

«мультипарадигмальные», т.е. для которых характерно одновременное

Существование не одной, а нескольких парадигм.

"^

55 Ядов В.А. Социологические исследования: Методология, программа, методы.

- Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. - С. 6-7.

56 См: Здравомыслова Е.А Парадигмы западной социологии общественных

движений. - СПб: Наука, 1993. - 171 с.

57 См.: Розин В.М. Культурология. Учебник для вузов. - М.: Издательская

группа "ФОРУМ-ИНФРА-М", 1998. - С 57-85.

История и методология теории социально-культурной деятельности

Мультипарадишальныйхарактер теории социально-

Культурной деятельности

Одним из подтверждений этому является то обстоятельство, что

Парадигма может обслуживать как самые общие исследовательские

Задачи, так и узкие, специализированные задачи, которые неизбежно

Возникают перед исследователями социокультурных явлений. Это

Предполагает как минимум одновременное сосуществование парадигм

Общезначимых для научного сообщества, а также парадигм, обслуживающих

Частные, специализированные научные задачи. Следовательно,

Уровень постановки исследовательских задач неизбежно соотносится

С уровнем их парадигмального опосредования, а это, в свою очередь,

позволяет различать:

• общенаучную парадигму, признаваемую всем научным сообществом

И общественным сознанием независимо от отрасли знаний,

Вида деятельности, страны;

• частные (специализированные) парадигмы, образующие теоретическую

Основу различных отраслей знаний (частных наук) и

Используемые в практической деятельности в той сфере, к которой

Эти науки относятся;

• локальные парадигмы, несущие на себе отпечаток специфического

Познания и применения общенаучных и частных парадигм той

Или иной локальной цивилизации или стране с учетом присущего

Ей менталитета58.

Все эти три уровня неразрывно связаны между собой, причем определяющая

Роль принадлежит парадигмам общенаучного уровня,

Который задает контуры специализированным парадигмам.

Поскольку уровни постановки и решения исследовательских задач

Традиционно дифференцируются как методологический, теоретический

И прикладной, постольку и дифференциация структуры парадигмального

Контекста теории социально-культурной деятельности

Имеет этот же вид. В нем четко выявляются общенаучные (философские,

Ценностно-смысловые идеи), частнонаучные (обобщающие идеи

Педагогической науки, культурологии, социологии, психологии и других

Смежных наук) и специальнонаучный уровни (идеи социального

58 См. например: Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы:

истоки и перспективы / / Вопросы философии. - М., 1997 - № 1. - С. 3.

Раздел III. Парадигмы социально-культурных исследований

Иоспитания и культурного развития личности в ситуации досуга,

Иорчества, общественной самодеятельности).

Выделение этих уровней не исчерпывает сложную структуру парадигмы.

Они лишь констатируют вертикальное, иерархичное строение

Феноменов научного познания в их теоретико-эмпирической взаимосвязи.

Логично предположить, что на каждом из уровней структуры парадигмы

- общенаучный, частнонанучный, специальнонаучный - существует

Содержательный компонент парадигмы, который определяет

Весьма тонкие исследовательские процедуры. Этот компонент парадигмы



Просмотров 664

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!