Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Верифицируют ее содержательный состав, определенные предписания



правила научной деятельности:

• символические обобщения (законы и определения некоторых

Терминов теории);

• метафизические элементы, определяющие способ видения

Универсума и его онтологию;

• ценностные установки, влияющие на выбор направлений исследования;

• общепринятые образцы, схемы, модели решения конкретных

Научно-поисковых задач обеспечивающих функционирование

«нормальной науки».

И, наконец, еще один, пожалуй, наименее изученный компонент

Структуры парадигмы - динамический. В нем характеристики исторического

времени {прошлое - настоящее - будущее) открывают исследователям

Процесс формирования, расцвета и разрушения научной

парадигмы в перспективе не только «внутринаучного» темпорального

Пространства, но и социального времени. Это особенно важно для социальных

Наук. Именно этот компонент придает структуре парадигм

Социально-культурных наук динамические характеристики.

Любая область науки неоднородна, многоукладна, она предполагает

одновременное сосуществование и борьбу разных парадигм: реликтовых,

Уходящих, господствующей и приходящей, утверждающейся.

Особенно возрастает такая многоукладность и пестрота в переходные

Эпохи, включающие кризис и научную революцию.

«Несостоятельность прежней парадигмы становится все более очевидной,

Она не в состоянии объяснить происходящие перемены и достоверно

Предвидеть их ход, с ней расстаются ученые, педагоги, политические

Деятели; наступает время торжества нового видения мира,

История и методология теории социально-культурной деятельности.

Утверждения следующей парадигмы. Однако это не означает, что

Прежняя сразу сходит со сцены; мышление каждого поколения инертно,

Рождение в муках и потрясениях нового общества вызывает у многих

Чувство дискомфортности, неприятия, ностальгию по давно прошедшим

временам и взглядам»59.

Смена парадигм социально-культурных теорий в определенной

Мере можно представить как один из элементов цикличной динамики

Общества, составную часть структуры исторических циклов. Развитие

Всех общественных наук (в том числе и теорий социального воспитания

И культурного развития) складывается под влиянием общей динамики

Научного познания, перемен в обществе, - человеке, сумме

Технологий, экономических и социально-политических отношениях,

Духовном мире. Циклы каждой сферы взаимопереплетены, резонируют

Или деформируют динамику социальной науки, особенно применительно

К разным локальным цивилизациям с учетом специфических

Условий их развития60.

Динамика научного знания подтверждает, что изменения могут затрагивать

Любой из компонентов парадигмы, создавая причудливые

варианты исследовательских программ, которые, тем не менее, восходят

К общей парадигме. Здесь выявляется наличие в парадигме старого

- переходного - новаторского (революционного) состояний. Их

Присутствие в составе любой парадигмы подтверждается многочисленными

Исследованиями по истории науки, в том числе и социальной.

Вот почему правомерно выделение в структуре каждой парадигмы

включает несколько поясов (зон):

• наследственное ядро, которое отражает кумулятивно накопленные

Элементы давно ушедших парадигм;

• оправдавшую себя часть сменяемой парадигмы; фундаментальные

Основы новой парадигмы, которые затем войдут в состав наследственного

Генотипа;

• переходящую часть этой парадигмы, которая подлежит замене на

Следующем витке спирали научного познания.

59 Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы

/ / Вопросы философии. - М., 1997. - № 1. - С. 4. 80 См: Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. - М.: Наука, 1983; Самоорганизация

и наука: Опыт философского осмысления. - М.: АРГО, 1994. -

С. и др.

Раздел III. Парадигмы социально-культурных исследований

Inn теории социально-культурной деятельности, взятой в ее гене-

Тот подход позволяет выделить черты и особенности теоретико-

Н и (дологического моделирования, которые традиционно не включа-

IHCh исследователями в анализ. Речь идет о философско-

ирЧЩО-'югическюс идеях, предопределяющего уровня, которые акку-

Мулироиались в ядре парадигмы нашей науки на протяжении всей ее

ш'торпм. Это ядро пока мало изучено, не очерчены его контуры и от-

i утп'нуст сущностный анализ.



Просмотров 729

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!