Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Социокультурная и досуговая деятельность в различных странах
Все это заставляет и разработчиков библиографических классификаций И теоретиков социально-культурной деятельности продолжить Разработку ее классификации. Теория социально-культурной деятельности сегодня явно переросла Своих теоретических предшественниц - теории внешкольного Образования, политико-просветительной работы, клубоведения и Культурно-досуговой деятельности. Из чисто прикладной отрасли Знания она к 1994 году оформилась в обобщающую научную теорию. Вместе с тем внутри теории социально-культурной деятельности Весьма чувствительны напряжения бифуркационного свойства в рамках методологического соотношения «практика - теория». Причина Бифуркационного напряжения заключается в том, что традиционный Подход к оценке той или иной теории лишь с позиций ее прикладного Значения сталкивается с потребностью адекватной оценки и с позиций Ее обобщающих возможностей, необходимых для продуктивной ассимиляции Ведущих социальных ценностей и целей, методологических Философских подходов и, наконец, реальных педагогических технологий. Важный вывод, вытекающий из проведенного анализа, заключается В том, что социально-культурная деятельность, опираясь на историко- Культурную преемственность теории и практики социально- История и методология теории социально-культурной деятельности Культурного воспитания в России, имеет возможности для описания и Объяснения как традиционных для культурно-просветительной деятельности Феноменов и организационных структур, так и инновационных Моделей социокультурного воспитания. Из этого вывода вытекают Еще как минимум два утверждения. Во-первых, название научной специальности «Социально- культурная деятельность» преемственно отражает динамику видоизменений Предметного поля теории, рассматривающей закономерности Социокультурного воспитания, ибо подобная преемственность заключается В наследовании ею сущностных признаков всех предшествующих Теоретических построений. Во-вторых, динамика предметной области теории социально- культурной деятельности имеет три фазы: 1) предельно широкое описание Феноменов социально-культурной педагогики, как особой антропологической Реальности; 2) узкое рассмотрение предмета социально- Культурной воспитательной теории на уровне особой институциональной Деятельности, прикладного значения, средств, методик; 3) Расширение предметного поля за счет включения в сферу педагогической Рефлексии весьма вариативных и дифференцированных феноменов Социальной активности. Подобная динамика может быть содержательно интерпретирована С позиций историко-философского анализа, поскольку вслед за видоизменением Предметной области возникает потребность в изменении Теоретико-познавательных схем (парадигм) раскрывающих закономерности Социокультурного воспитания. Именно это обстоятельство Заставляет нас обратиться к изучению периодизации развития теории Социально-культурной деятельности в контексте смены педагогических Парадигм. Раздел ГУ. Генезис теории социально-культурной деятельности ТЕМА 12. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Периодизация теории социально-культурной деятельности Н.Н. Ярошенко: первый период (конец XIX - первая треть XX века) - парадигма частной инициативы; второй период (1930-е годы - середина 1980-х годов) - парадигма педагогического Воздействия; третий период (с 1990-х годов) - парадигма Социальной активности личности в социально- Культурной сфере. Генезис теории социально-культурной деятельности необходимо Рассматривать с позиций анализа соответствия тех или иных этапов Уровню развития теоретических представлений о целях, предмете и Особенностях реализации культурно-воспитательной работы. Анализ Этого соответствия позволяет, на наш взгляд, выделить три периода в Развитии теории социально-культурной деятельности, каждый из которых Связан с формированием, развитием и угасанием определенных Доминирующих парадигм изучения социально-культурных процессов- • парадигма частной инициативы; • парадигма педагогического воздействия; f • парадигма социальной активности; I
|