Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
В свою очередь, период как достаточно продолжительный временной
отрезок подразделяется на этапы, _______каждый из которых характеризуется Реализацией некоторых принципиально важных исследовательских Задач. Хронология этапов и, соответственно, периодов в развитии теории Социально-культурной деятельности определяется педагогическими Фактами - событиями, теми или иными научными текстами. Однако Точная привязка этапов к тем или иным событиям невозможна, ибо Они фиксируют лишь один из моментов непрерывного процесса становления И развития теории. Поэтому, говоря о периодах и этапах, Нам представляется более продуктивным не указывать точные даты, а говорить о хронологических «вехах» - типа 1920-е годы, конец XIX - Начало XX столетия и т.д. При этом вполне может оказаться так, что Определенные события или научные работы, по сути совпадающие с Тенденцией, были опубликованы ранее или позднее определенного Периода. Однако периодизация, на наш взгляд, должна быть не столько Формально корректной, сколько содержательно эффективной. История и методология теории социально-культурной деятельности Первый период (конец XIX- первая треть XX века) - Парадигма частной инициативы (характерная для этапа Предпосылочного знания). I. Этап предпосылотаого знания - основная задача этого Этапа заключалась в уточнении особенностей проблемной Ситуации в познании процессов социально-культурного Воспитания в рамках традиционных педагогических концепций. Периодизация этого этапа определяется, на наш Взгляд, началом серьезного теоретического осмысления Процессов внешкольного воспитания в российской педагогической Науке, педагогической психологии и других научных Дисциплинах (1880-1890-е гг.). На данном этапе были созданы предпосылки и условия для осуществления Теоретического анализа явлений внешкольного воспитания, Которые к концу XIX столетия заняли важное место в деятельности Земств, благотворительных и общественных организаций. Это и дает нам основания назвать данный этап «этапом предпосылочного знания ». В общем, психолого-педагогические исследования в этот период Определялись поиском типологических характеристик проблемы организации Воспитательной деятельности во внешкольной среде. Решался Вопрос, является ли она эмпирической или теоретической по Отношению к педагогической науке в целом, к какому из видов познавательной Деятельности и соответственно классу задач она может Быть отнесена и т.п. Специфика исследований определялась тем, что еще не вполне были Понятны предметные границы внешкольной воспитательной работы. Это наглядно проявилось в первопроходческих публикациях по Внешкольному образованию В.П. Вахтерова, В.И. Чарнолуского, СО. Серополко и других педагогов, в которых преобладал описательный, Экстенсивный способ определения области внешкольной педагогики. В теоретическом плане не до конца было выявлено соотношение Уже известного и неизвестного, еще не было определенности в том, Какие дополнительные данные необходимо привлечь из имеющегося Научного знания педагогики, психологии, социологии. Решение этих проблем составило ядро исследовательских задач на Этапе предварительного знания и во многом предопределило область Теоретического поиска, его направление и стратегию на других этапах. Раздел IV. Генезис теории социально-культурной деятельности II. Подготовительный этап, задача которого состояла в формировании Теоретических представлений о самостоятельности Предмета теории внешкольного воспитания и потребности Выделения его в особую предметную область, Обслуживать которую должна была специальная теория. Выявление сложностей, а подчас и невозможности, познания Процессов внешкольного воспитания в рамках традиционных Педагогических концепций и теорий послужило Источником возникновения теории социально-культурной Деятельности (внешкольного воспитания, культурно- Просветительной работы). Периодизация этого этапа определяется Появлением первых публикаций, специально Посвященных проблематике внешкольного воспитания (1890-1910-е гг.). Стремление исследователей найти связующую, целостную теоретическую Концепцию, в рамках которой были бы не только объяснены,
|