Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



И т. п.). В то время эта работа носила случайный характер и



Заключалась в организации воскресных школ грамоты, вечерних курсов

С элементарно-общеобразовательной программой, в открытии

Библиотек. Никакой системы в работе не было, никаких четких определенных

Задач ш не ставилось, это были распыленные попытки либеральной

Интеллигенции в условиях царизма повести просветительную

работу среди "народа"»101. Начинания в области внешкольного

Образования оценивались как промежуточный результат, возникший

«на грани перехода от революционной кружковщины к постепенному

развертыванию пропагандистской работы в массах»102.

Более того, сегодня нужно обратиться к изучению особого теоретического

Наследия, которое имеет внешкольное образование, выявить в

Нем идеи, способные в современных условиях помочь в поиске методологической

Основы социально-культурной деятельности.

Возрастающее общественное значение образования и просвещения

На рубеже XIX - XX веков неизбежно сталкивалось с проблемами недостаточности

Финансирования, отсутствия кадров, должного методического

Обеспечения для учреждений народного образования в целом.

Более того, при неразрешенности проблем в организации общего

Образования решение задач внешкольной педагогической работы было

Нереальным.

Однако теоретический и практический уровни при решении вопросов

Внешкольной педагогики, несомненно, различаются. Именно в

Начале XX века внешкольная педагогика, как, собственно, и вся российская

Педагогическая наука получила серьезное теоретическое развитие.

В 1896 году вышла в свет фундаментальная работа известного российского

педагога В.П. Вахтерова «Внешкольное образование народа

». Большой вклад в развитие внешкольной педагогики внесли труды

профессора В.И. Чарнолуского «Основные вопросы организации

внешкольного образования в России» (Спб, 1909) и «Настольная книга

по внешкольному образованию» (Спб, 1913). Огромной популярно-

101 Кравченко А.Г. Политико-просветительная работа в РСФСР / / Педагогическая

энциклопедия / Под ред. А. Г. Калашникова, при участии М.С. Эп-

штейна. - Т. 3. - М.: Работник просвещения, 1929. - С. 333.

102 Внешкольное образование / / Большая Советская энциклопедия. - 1-е изд.

- Т. 11. - М.: Акц. об-во "Сов. энциклопедия", 1930. - С. 679

История и методология теории социально-культурной деятельности

Стью пользовались до октября 1917 года труды СО. Серополко и особенно

его книга «Внешкольное образование» (М, 1912).

Перечисленные выше теоретические работы оказали влияние на

Становление внешкольной педагогической практики, которую ученые-

Педагоги подробно и всесторонне описывали. Однако ни в одной из

Них не было предложено сколько-нибудь целостного и систематического

Представления о теории социально-культурного воспитания в

России. И это не случайно - теория эта выкристаллизовывалась по

Крупицам, сначала лишь через описание опыта внешкольной работы.

Так, к примеру, о книге В.П. Вахтерова103 современники писали: «Книга

представляет собой ряд очерков: сельские библиотеки; книжные

Склады в провинции; воскресные школы и повторительные классы;

Порядок открытия воскресных школ и положение о преподавательском

Персонале. Это первый труд, рисующий подробно организацию и

Значение перечисленных выше форм содействия внешкольному образованию.

Формы эти рассматриваются обособленно друг от друга, не

Объединены еще общей идеей внешкольного образования, как системы

Стройной и единой. Для настоящего времени книга во многих частях

своих должна быть признана устаревшей»104. Это резюме по поводу

Одной из первых книг по внешкольному образованию свидетельствует

Как об интенсивном развитии внешкольной практики, так и о существовании

Потребности ее теоретического осмысления.

Так, СО. Серополко, определяя специфический предмет теории

Внешкольного образования, указывал на его глубинное взаимодействие

с различными науками: «Философия устанавливает смысл культурных

Ценностей, приобщение к которым имеет в виду внешкольное

Образование; психология дает знания духовной структуры человека

Как объект внешкольного образования; история, изучающая культурное

Развитие данного человеческого общества, помогает внешкольному

Образованию установить свои практические мероприятия в соответствии



Просмотров 581

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!