Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



С историческим смыслом данного общества. Что касается



Политики и права, то обе эти науки дают внешкольному образованию

Основание для выработки такой степени образования, которая соответствует

политическому и правовому сознанию данного общества»105.

Вахтеров В.П. Внешкольное образование народа. - М, тип. т-ва И.Д. Сытина,

С.

Медынский Е., Лапшов И. Систематический указатель книг и статей по

внешкольному образованию. - М.: Наука, 1916. - С. 1.

ГА РФ, Ф. 5773, Оп. 1, Д. 46, Л. 1.

Раздел V. Парадигма частной инициативы

На формирование обобщающей педагогической теории внешкольного

Воспитания оказывали влияние философия, антропология, психология,

Психофизиология. Именно синтез этих теоретических источников

Внешкольной педагогики предопределил черты парадигмы, которая,

Преодолевая позитивистский подход к воспитанию как научению,

Предлагала идею развития личности. Развитие личности рассматривалось

Как общая концептуальная основа большинства прогрессивных

Педагогических начинаний конца XIX - начала XX века.

На уровне теории внешкольного воспитания данная установка приобретает

Черты особой научной парадигмы, которую можно определить

Как парадигму частной инициативы.

Частная инициатива - это один из наиболее значимых источников

Организационного и смыслового наполнения социокультурной деятельности

В России конца XIX - начала XX века. Внешкольное образование,

Вырываясь из-под опеки государства, церкви, из-под влияния

Бюрократической системы органов образования, становилось формой

Социально-значимой реализации частной инициативы в сфере образования

И досуга.

Уже в одной из первых монографических работ по внешкольному

Образованию В.П. Вахтеров формулирует ценностно-целевую установку

педагогической работы: «Необходимо предоставить возможно

Больше простора для почина местному населению, необходимо дать

Ему возможность проявить свои творческие силы. Чтобы духовно облагородить

Крестьянина и рабочего, воспитать его в самодеятельности

И взаимопомощи, чтобы пробудить беспредельные, но скрытые и

Дремлющие в народе духовные силы и развить их, чтобы сделать народ

Причастным к общей культуре, необходимо съютить, сорганизовать

Воедино разрозненные силы местного населения не в кабаке и не

На азартной игре, а на разумной общественной работе, на чтении, учении,

Самообразовании и на разумных воспитывающих развлечениях

»106. Этот, пожалуй, наиболее яркий образец сверхзадачи внешкольной

Работы, последовательно разворачивается в теории внешкольной

Педагогики в последующие годы.

Так, по мнению МИ. Демкова, директора московского учительского

Института, автора многочисленных трудов по теории и истории педагогики,

Философия дает идеалы общеобразовательного знания, без

Которых вся педагогическая деятельность лишается смысла. Он справедливо

отмечал, что без идеала умственной самодеятельности «ника-

106 Вахтеров В.П. Внешкольное образование народа. - М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина,

С. 187.

История и методология теории социально-культурной деятельности

Кое внешнее усилие самого добросовестного учителя не в силах будет

Зажечь в умах учеников того божественного огня, без которого нет

действительного познания и мышления»107. Отметим, что идеал «умственной

самодеятельности» чрезвычайно трудно обнаруживается в

Концепциях марксисткой педагогики.

Действительно, на первых этапах формирования научной теории в

Основе парадигмы лежало представление о самодеятельности как частной

Инициативе, предопределяющей реализацию свободного творческого

Самоопределения личности. Более поздние этапы характеризуются

Подменой этого генерального тезиса на узкие и граждански

Нейтральные тезисы о самодеятельности как лишь творческой манифестации

Человека, подтверждающей его сопричастность общественным

Ценностям и идеалам. Из теории культурно-просветительной

Деятельности уже на этапе ее верификации вообще исчезает идея частной

Инициативы как основы внешкольной педагогической работы.

Лишь к концу XX века наметилась тенденция возвращения этой идеи

В теорию социально-культурной деятельности. Поиск методологической

Основы для эффективных социальных технологий, способных

Реализовать идеи гражданского общества, основанного на либеральном



Просмотров 663

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!