Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Понимании ценностей свободы, социальной справедливости, гражданственного
Договора, долга и др., неизменно заставляет нас пристально Рассматривать педагогическую парадигму частной инициативы, Сложившуюся в конце XIX - начале XX столетия. Изучение этой Парадигмы связано с выявлением ее общефилософских предпосылок, Общепедагогических источников и специфики научной методологии Внешкольного образования. ТЕМА 14. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ЯДРО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ Парадигма науки не только ситуативно, но и сущностно определяет Логику и методику постановки и решения научных задач. Это дает Основания утверждать, что линия анализа глубинных ценностно- Смысловых характеристик парадигмы, ее философских оснований позволит Раскрыть методологический контекст генезиса теории социально- Культурной деятельности. На становление отечественной теории внешкольного воспитания (как и на ее преемниц - теории культурно-просветительной деятель- Демков М.И. Курс педагогики. 5-е изд. - М, 1917. - С. 12. Раздел V. Парадигма частной инициативы Ности, теории социально-культурной деятельности) существенное Влияние оказывала немецкая (прежде всего неокантианская) философия. Эта линия философского влияния отчетливо прослеживается Практически на всех этапах развития российских педагогических концепций. Даже в тех случаях, когда официальная наука провозглашала Идеи и ценности классового подхода в воспитании, можно было определить модели экспликации кантовского «нравственного императива» В реальные педагогические технологии. В связи с задачами анализа парадигмальных основ теории социально- Культурной деятельности представляется продуктивным проследить Некоторую эволюцию неокантианских идей в педагогических Концепциях XX столетия, оказавших значительное влияние на формирование Теории внешкольного воспитания. Естественно, что в теории Культурно-просветительной работы, а затем и в ее логическом Развитии - в теории социально-культурной деятельности - имеются Лишь отдельные элементы нравственной философии И. Канта. Более Того, эти элементы нравственной философии претерпевали значительные Изменения под идеологическим давлением, которое традиционно Сопровождало любые научно-теоретические изыскания в теории Культурно-просветительной работы. Философское течение, возникшее в 60-х годах XIX века в Германии, Развивавшее отдельные положения кантовской философии в духе более последовательного идеализма (призыв Отто Либмана "назад к Канту"), получило название неокантианства. В определении целей и содержания образования неокантианство Опирается на кантовскую философию морализма, т.е. на утверждение Абсолютности нравственного начала. При этом. Добро выступает как «сверхценность», которой подчинены все другие ценности культуры - Знание, искусство, религия и др. Таким образом, главная задача образования, в неокантианской концепции - введение личности в соответствующую культурную традицию, «морализирование» человека, превращение Его из природного существа в свободную нравственную личность. Содержание образования - научного, нравственного, художественного, Хозяйственного, религиозного и другого - необходимо предложить Личности на выбор, обеспечивая таким образом возможность Свободного самоопределения относительно ценностей нравственности И культуры. Исследователи истории отечественной философии справедливо Указывает на широту и укорененность неокантианских идей в философской Жизни России конца XIX - начала XX века. При этом необ- История и методология теории социально-культурной деятельности ходимо учитывать тройной смысл термина «неокантианство». «С одной Стороны, неокантианством можно называть философские учения, Которые в XX в. обратились к философской системе немецкого мыслителя XVIII в. С другой стороны, неокантианством правомерно называть Следование философским принципам одной из основных школ Немецкого неокантианства (баденской, марбургской или фрейбург-
|