Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Домашнее образование, школьное и свободное образование
взрослых". Эти типы, "соответствуя закономерному ходу развития Каждого отдельного человека от чувственности через рассудок к разуму, Представляют последовательный порядок, который нормально проходится каждым именно в этой временной последовательности»126. Важно, что в этой идее П. Наторп нашел оправдание необходимости Организации особой системы воспитания взрослых (внешкольного Воспитания), основанного на принципах свободы и осознанности выбора Форм и способа реализации социальной активности. Итак, анализ философско-педагогических взглядов П. Наторпа, Позволяет нам реконструировать основные черты неокантианской парадигмы воспитания, своеобразие которой состоит в следующем: • Нравственность - основа для синтеза чувственности, рассудка, разума, а их триединство составляет «основной закон педагогики ». • Образовательное общение - способ гармонизации чувственности, Рассудка, разума и, следовательно, диалогического раскрытия Духовной активности воспитателя и воспитанника. • Формы воспитания должны соответствовать не только особенностям Развития нравственности, рациональности и чувственности Человека, но и возрастным особенностям, охватывая все возрастные Периоды жизни человека (домашнее образование, школьное И свободное образование взрослых). Эти положения неокантианства нашли яркое отражение в работах СИ. Гессена, которого по праву можно назвать одним из наиболее ярких Представителей неокантианства в русской педагогике. Он на про- 125 Наторп П. Социальная педагогика: Теория воспитания воли на основе общности / Пер. с нем. А.А. Громбаха с 3-го доп. нем. издания. - Спб., тип. О. Богданова, С. 126 Наторп П. Философия как основа педагогики / Пер. с нем. Г.Г. Шпетта. - М.: Изд. Н.Н. Клочкова, 1910. - С. 86. История и методология теории социально-культурной деятельности Тяжении всей своей жизни рассматривал педагогику в качестве прикладной Философии. Естественно, что основной его труд, который Вышел в 1923 году в эмиграции, оказал более сильное влияние на педагогику Русского зарубежья. Однако основные идеи СИ. Гессена были Широко известны в России и имели многочисленных сторонников. По признанию самого Гессена, «в истории педагогических учений Мы, начиная с Платона и кончая Шлейермахером, имеем достаточно Примеров чисто философской педагогики, но в современной педагогической Литературе сознательное и последовательное построение педагогики, Как прикладной философии, дано, пожалуй, в одном только Труде Наторпа. К типу его труда и приближается более всего настоящее исследование»127 Столь очевидная солидаризация Гессена с Наторпом объясняется Единством философских оснований, которые лежат в основе их педагогических воззрений. В «Основах педагогики» (1923) СИ. Гессен Вслед за Наторпом всесторонне рассмотрел концепцию построения Педагогики как прикладной философии. Он, в частности, писал, что «...даже самые частные и конкретные вопросы педагогики возводятся В последних своих основах к чисто философским проблемам, и что Борьба различных педагогических течений между собою есть только Отражение более глубоких философских противоположностей. Изложить Философские основы педагогики - это значило для меня не ограничиться Общими положениями, но, оставаясь в области чисто педагогических Вопросов, вскрыть заложенный в них философский смысл». И далее: «Как философа меня привлекала возможность явить в Этой книге практическую мощь философии, показать, что самые отвлеченные философские вопросы имеют практическое жизненное Значение, что пренебрежение к философским знаниям мстит за себя в жизни не менее, чем игнорирование законов природы»128. Идеи СИ. Гессена и ряда других известных педагогов по поводу Необходимости и неизбежности увязывания тех или иных педагогических Концепций с философией как их методологической основой являются Чрезвычайно актуальными. Основное положение книги СИ. Гессена состоит в том, что «всякая педагогическая система - даже там, 127 Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию, - М: Школа-Пресс, 1995. - С. 20. Там же.-С. 20. Раздел V. Парадигма частной инициативы Где она выдает себя за чисто эмпирическую науку - есть приложение к жизни философских воззрений ее автора»129.
|