Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Центральное место в решении проблем внешкольного образования



В.И. Чарнолуский отводил личности «с ее бесконечно развивающимися

Умственными и эстетическими потребностями, удовлетворение

Которых и составляет конечную цель так называемого внешкольного

образования».

Нет нужды указывать, что апелляция к личности и ее бесконечному

Развитию - важный тезис неокантианской парадигмы, но для нашего

Анализа важно, что этот тезис в логике В.И. Чарнолуского

Трансформируется в генеральный принцип внешкольного образования

- принцип частной инициативы. Попытаемся проследить, как

Разворачивается эта теоретическая выкладка.

Чарнолуский В.И. Основные вопросы организации внешкольного образования

в России. - Спб.: Знание, 1909. - С. 2.

Раздел V. Парадигма частной инициативы

Исходная посылка В.И. Чарнолуского - цель внешкольного образования

Составляет удовлетворение умственных и эстетических потребностей

Личности.

А далее акцент сделан на линиях сопряжения личностных потребностей

и способов, которыми они могут быть удовлетворены: «Одни

Из этих потребностей личность удовлетворяет собственными силами и

Со стороны общественных учреждений нуждается только в создании

Условий, обеспечивающих свободное, полное и всестороннее развитие

Ее самодеятельности. Для удовлетворения других потребностей силы

Каждой отдельной личности оказываются недостаточными, и возникают

Различные формы свободной общественной взаимопомощи в

Виде разного рода добровольных союзов более или менее значительного

числа лиц»137.

Внешкольное образование, говоря современным языком, становится

Одним из проявлений гражданского общества, где личность с ее

Многообразными и неповторимыми потребностями формирует те или

Иные формы общественного бытия.

Таком образом, частная инициатива, по мысли В.И. Чарнолуского,

Представляет собой все формы свободной общественной взаимопомощи,

Обеспечивающих свободное, полное и всестороннее развитие самодеятельности

личности в деле внешкольного образования. «Говоря

о «частной инициативе» в области внешкольного образования, я имею

Здесь в виду, главным образом, деятельность различных свободных

Союзов, а затем имеющие общественное значение предприятия единоличные

»138.

Свободную взаимопомощь, частную инициативу и благотворительность

В деле внешкольного образования В.И. Чарнолуский неизменно

Считал более важными чем государственная помощь и поддержка.

Более того, он считал, что задачи и компетенция государства в

Общественной организации внешкольного образования должны быть

Регламентированы. Именно в начале XX столетия теоретики внешкольного

Образования остро ощущали потребность в формировании общественно-

Педагогического движения, которое веско и аргументированно

Оппонировало бы государству в вопросах, касающихся судеб

Народного образования.

Сам термин «частная инициатива» В.И. Чарнолуский считал «неуклюжим

и во всех отношениях неудовлетворительным». Однако круг

Чарнолуский В.И. Основные вопросы организации внешкольного образования

в России. - Спб.: Знание, 1909. - С. 3.

Там же.-С. 88.

История и методология теории социально-культурной деятельности

явлений, описываемых этим термином, и его «обыкновенность» (т.е.

Распространенность) в педагогической литературе не позволили

В.И. Чарнолускому отказаться от его употребления. Впоследствии

Этот термин уже без всяких оговорок встречается в таких трудах

В.И. Чарнолуского, как «Настольная книга по внешкольному образованию

» (1913)'39, «Частная инициатива в деле народного образования:

Социальное значение, типы, основные вопросы и очередные практические

Задачи свободных просветительных общественных организаций

в современной России» (1909)140, многочисленных статьях в энциклопедиях

И в специальной периодике.

Подчеркнем, что и мы, вслед за ведущими теоретиками внешкольного

воспитания начала XX столетия, применяем понятие «частная

инициатива» для обозначения педагогической парадигмы, соответствующей

Этому периоду.

По мнению В.И. Чарнолуского, частная инициатива и деятельность

Органов местного самоуправления, как особых форм сфер народного

образования принципиально не совпадают: «Окидывая общим

взглядом существующую деятельность «частной инициативы» в



Просмотров 716

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!