Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Центральное место в решении проблем внешкольного образования
В.И. Чарнолуский отводил личности «с ее бесконечно развивающимися Умственными и эстетическими потребностями, удовлетворение Которых и составляет конечную цель так называемого внешкольного образования». Нет нужды указывать, что апелляция к личности и ее бесконечному Развитию - важный тезис неокантианской парадигмы, но для нашего Анализа важно, что этот тезис в логике В.И. Чарнолуского Трансформируется в генеральный принцип внешкольного образования - принцип частной инициативы. Попытаемся проследить, как Разворачивается эта теоретическая выкладка. Чарнолуский В.И. Основные вопросы организации внешкольного образования в России. - Спб.: Знание, 1909. - С. 2. Раздел V. Парадигма частной инициативы Исходная посылка В.И. Чарнолуского - цель внешкольного образования Составляет удовлетворение умственных и эстетических потребностей Личности. А далее акцент сделан на линиях сопряжения личностных потребностей и способов, которыми они могут быть удовлетворены: «Одни Из этих потребностей личность удовлетворяет собственными силами и Со стороны общественных учреждений нуждается только в создании Условий, обеспечивающих свободное, полное и всестороннее развитие Ее самодеятельности. Для удовлетворения других потребностей силы Каждой отдельной личности оказываются недостаточными, и возникают Различные формы свободной общественной взаимопомощи в Виде разного рода добровольных союзов более или менее значительного числа лиц»137. Внешкольное образование, говоря современным языком, становится Одним из проявлений гражданского общества, где личность с ее Многообразными и неповторимыми потребностями формирует те или Иные формы общественного бытия. Таком образом, частная инициатива, по мысли В.И. Чарнолуского, Представляет собой все формы свободной общественной взаимопомощи, Обеспечивающих свободное, полное и всестороннее развитие самодеятельности личности в деле внешкольного образования. «Говоря о «частной инициативе» в области внешкольного образования, я имею Здесь в виду, главным образом, деятельность различных свободных Союзов, а затем имеющие общественное значение предприятия единоличные »138. Свободную взаимопомощь, частную инициативу и благотворительность В деле внешкольного образования В.И. Чарнолуский неизменно Считал более важными чем государственная помощь и поддержка. Более того, он считал, что задачи и компетенция государства в Общественной организации внешкольного образования должны быть Регламентированы. Именно в начале XX столетия теоретики внешкольного Образования остро ощущали потребность в формировании общественно- Педагогического движения, которое веско и аргументированно Оппонировало бы государству в вопросах, касающихся судеб Народного образования. Сам термин «частная инициатива» В.И. Чарнолуский считал «неуклюжим и во всех отношениях неудовлетворительным». Однако круг Чарнолуский В.И. Основные вопросы организации внешкольного образования в России. - Спб.: Знание, 1909. - С. 3. Там же.-С. 88. История и методология теории социально-культурной деятельности явлений, описываемых этим термином, и его «обыкновенность» (т.е. Распространенность) в педагогической литературе не позволили В.И. Чарнолускому отказаться от его употребления. Впоследствии Этот термин уже без всяких оговорок встречается в таких трудах В.И. Чарнолуского, как «Настольная книга по внешкольному образованию » (1913)'39, «Частная инициатива в деле народного образования: Социальное значение, типы, основные вопросы и очередные практические Задачи свободных просветительных общественных организаций в современной России» (1909)140, многочисленных статьях в энциклопедиях И в специальной периодике. Подчеркнем, что и мы, вслед за ведущими теоретиками внешкольного воспитания начала XX столетия, применяем понятие «частная инициатива» для обозначения педагогической парадигмы, соответствующей Этому периоду. По мнению В.И. Чарнолуского, частная инициатива и деятельность Органов местного самоуправления, как особых форм сфер народного образования принципиально не совпадают: «Окидывая общим взглядом существующую деятельность «частной инициативы» в
|