Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Принцип частной инициативы, который определяет своеобразие
Методологии внешкольного образования вплоть до 1920-х годов, получил Серьезное развитие не только в трудах теоретиков (В.П. Вахтерова, В.И. Чарнолуского, СО. Серополко, Е.Н. Медынского и др.), но и в практике многочисленных внешкольных Учреждений России. В резолюциях Первого всероссийского съезда по вопросам народного Образования (22 декабря 1913 г. - 3 января 1914 г., Санкт- Петербург) отмечалось, что для планомерного развития школ и курсов Для взрослых и подростков необходимо широкое участие в этом Деле органов земского и городского самоуправления, на которых Должна быть возложена тщательная разработка сети учреждений по Внешкольному образованию и в частности сети школ для взрослых и Подростков. Материальная поддержка и организация деятельности образовательных учреждений для взрослых должна быть возложена на «органы Местного самоуправления, которые должны быть избраны на демократических Началах и действовать совместно с просветительными Обществами, профессиональными союзами и иными общественными Организациями, без какого-либо вмешательства и какой-либо регламентации Со стороны государственной власти и при условиях свободы организации общественных союзов различного типа»152. И далее: «Ввиду необходимости приспособления школ и курсов для взрослых к культурному уровню и местным запросам населения следует признать: Что организация таких школ и курсов должна быть возможно более гибкой, 2) что программы и учебные планы их не должны быть Строго фиксированы, 3) что управление такими учреждениями должно Основываться на началах коллегиальности и включать представителей Слушателей и учащихся, 4) что преподавание должно вестись на Родном языке учащихся и соответствовать особенностям быта окружающего Населения, отправляясь от уже знакомого учащимся мате- 152 Чарнолуский В.И. Съезды по народному образованию: Сборник постановлений И резолюций всероссийских и областных съездов по вопросам народного Образования (школьного, внешкольного, дошкольного) с подробным сводным Алфавитным указателем содержания (включены постановления 61 съезда). - Пг.: Тип. журн. «Вестник народного образования», 1915. - С.7. Раздел V. Парадигма частной инициативы Риала из местной жизни и постепенно переходя к более общим знаниям ». Подчеркнем, что в этих положениях сформулирована важнейшая черта парадигмы частной инициативы: внешкольное образование Должно быть организовано без какого-либо вмешательства и какой- Либо регламентации со стороны государственной власти и при условиях Свободы организации общественных союзов различного типа, а Управление такими учреждениями должно основываться на началах Коллегиальности и включать представителей слушателей и учащихся. Даже в вопросе подготовки деятелей по внешкольному образованию Акцент делался на негосударственное обеспечение. Отмечалось, что «заботы о подготовке необходимого персонала должны взять на Себя земские и городские самоуправления, со стороны которых желательна Также поддержка частным начинаниям в этой области. Формами подготовки деятелей по внешкольному образованию являются: 1) Устройство постоянных и курсов по внешкольному образованию; 2) введение вопросов внешкольного образования в программы учитель- ских курсов — временных и постоянных» . Е.Н. Медынский, анализируя материалы различных съездов по народному образованию, приходил к выводу, что «принцип общественности В нашей молодой литературе по внешкольному образованию Толкуется в несколько, по нашему мнению, ограничительном смысле, А именно в смысле привлечения местного населения к непосредственному Заведыванию отдельным учреждением по внешкольному образованию - библиотекой и народным домом»154. Преодоление узкого толкования этого принципа позволяет раскрыть его, прежде всего, как «необходимость возможно меньшего Вмешательства государства в дело организации и ведения внешкольного Образования и предоставления его всецело в руки общества в лице Земских и городских самоуправлений и всякого рода местных общественных Организаций (кооперативов, просветительных обществ и пр.)». Основной довод к именно такому пониманию заключается в
|