Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Школ, существовавших в дореволюционной России, переходить от
Начальной ступени обучения к высшим. Решительно были ликвидированы чиновничье-бюрократические Формы управления системой народного образования, сложившиеся При царском самодержавии; школа была провозглашена светской, независимой От церкви; родной язык каждого народа должен был стать Основой образования во всех типах общеобразовательной школы. Вводилось совместное обучение лиц обоего пола, устанавливалось Равенство мужчин и женщин в сфере образования, как и во всех других Областях общественной жизни. Не менее решительно реформировалась система внешкольного образования. После Первого внешкольного съезда (1919 г.) наметилась Тенденция политизации внешкольной работы. И уже на II Всероссийском Совещании заведующих губернскими подотделами внешкольного Образования (23-27 февраля 1920 г.)138 была обозначена необходимость Перехода к системе политпросветов. 1-8 ноября 1920 года состоялось Всероссийское совещание политпросвета. В.И. Ленин в речи, произнесенной на этом совещании, указывал, «что к перемене назва- Триодин В.Е. Теоретические основы воспитательной деятельности советских клубов: Дис.... докт. пед. наук. - Л.: ВПШК, 1985. - 461 с. Стрельцов Ю.А. Развитие теоретических основ просветительной деятельности советских клубов:: Дис.... докт. пед. наук. - М.: МГИК, 1989. - 443 с. 158 См.: III Всероссийское совещание заведующих губернскими внешкольными подотделами. - М.: Госизд., 1920. Раздел VI. Парадигма педагогического воздействия ния» он «относился вначале отрицательно»^. 23 ноября 1920 года Был опубликован официальный декрет Совета народных комиссаров о Главном политико-просветительном комитете республики: «Для объединения Всей политико-просветительной, агитационно- Пропагандистской работы Республики и сосредоточения ее на обслуживании Политического и экономического строительства страны, при Народном комиссариате по просвещению учреждается Главный политико- Просветительный комитет Республики (Главполитпросвет) (пункт 1) и соответствующие аппараты на местах (губполитпросветы, уполитпросветы и волполитпросветы)». С этого момента внешкольное Образование именуется политико-просветительной работой (сокращенно «политпросветработа»). Как видим, основная задача создания Главполитпросвета при Нар- Компросе заключалась в построении особой системы воспитательной Работы, координации связей между теми многочисленными ведомствами И организациями, которые ее проводили (Наркомпрос, профсоюзы, Красная армия, Коммунистический союз молодежи). Таким образом, Вся политико-просветительная работа подверглась централизации И, одновременно, она бралась под пристальный государственный Контроль. Первое совещание политпросветов, которое происходило в начале Ноября 1920 года, было почти исключительно занято вопросами о задачах И целях политико-просветительной работы. В. И. Ленин, выступавший На этом совещании, поставил со всей определенностью вопрос О политическом характере просветительной работы; он подчеркнул Еще раз, что не может существовать никакое просвещение, не связанное С политикой, что просветительная работа со взрослым населением Особенно тесно должна быть связана с ней, следовательно, и со всей Политикой коммунистической партии. Общественная просветительная работа в 1917-1920-е годы получила Широкое развитие. Если раньше ее вели земства, городские самоуправления, То в Советской России - потребительные общества, кредитные Товарищества и другие кооперативы и их союзы, профессиональные Организации и просветительные общества и кружки, число Которых в некоторых уездах достигало нескольких десятков. После Крушения нэпа произошло практически молниеносное огосударствление Всех общественных начинаний в сфере досуга. 159 Бюллетень Всероссийского совещания политпросветов. - М.: Госиздат, С. 3. История и методология теории социально-культурной деятельности Опыт учреждений культуры, особенности организации политпро- Светработы в этот период хорошо изучены и представлены в многочисленных Исторических, культурологических, историко- Педагогических исследованиях. Мы, в целях анализа подчеркнем лишь Некоторые стороны этого историко-культурного контекста, обусловившего Сущностную трансформацию парадигмы частной инициативы
|