Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Принятии и одобрении философских идей педагогами



Более того, педагогика в большинстве случаев не признавала философию

В качестве методологической основы теории воспитания и

Стремилась представить свои концепции независимыми от философии.

Особенно остро неприятие философии выражено в трудах педагогов-

Марксистов.

П.П. Блонский и А.П. Пинкевич в своих педагогических курсах утверждали,

Что философия не должна быть методологической основой

педагогики. «Философская педагогика, - писал П.П. Блонский, - рождает

Педагогический утопизм... Научная же педагогика начинает

Свою работу не с установления высших идеалов, норм, законов, но с

Изучения фактического развития воспитываемого организма и фактического

взаимодействия между ним и воспитывающей его средой»164.

164 Блонский П. Педагогика. - 2-е изд. - М.: Работник просвещения, 1929. - С.

11.

История и методология теории социально-культурной деятельности.

При этом философские интересы самого П.П. Блонского имели

Главным образом историко-философский (анализ взглядов

Дж. Беркли, Плотина) и историко-педагогический анализ (очерк

Французской педагогики, сочинения о взглядах Я.А. Коменского,

К.Д. Ушинского, немецкого педагога-кантианца Ф. Паульсена).

В традиции марксистской педагогики позиция отторжения философского

Знания была чрезвычайно устойчива, ее отголоски прослеживаются

Вплоть до начала 1990 годов. Имеет ли эта традиция некие

основания, выходящие за рамки собственно педагогической теории?

Ответ будет положительным даже при первом рассмотрении. На наш

Взгляд, именно это положение существенно затормозило разработку

Полноценной теории внешкольной педагогики и ее социально-

Культурной ветви.

К началу XX века и в его первой трети в центре внимания философии

науки находились:

А) идея единства научного знания и связанная с ней задача построения

Целостной научной картины мира, анализ понятий детерминизма,

Причинности, соотношения динамических и статистических

Закономерностей, проблемы пространства и времени и т. п.;

Б) структурные характеристики научного исследования - соотношение

Анализа и синтеза, индукции и дедукции, логики и интуиции,

Открытия и обоснования, теории и фактов;

В) проблема демаркации - разделение науки и метафизики, математики

И естествознания, социогуманитарного и естественнонаучного

Знания165.

Эти процессы философской рефлексии затрагивали всю совокупность

наук, становясь своего рода процессом поиска «универсального»

Знания и метода в науке. Интерес к данной проблематике был не случаен,

Так как он был обращен к важнейшим вопросам гносеологии и

Онтологии, обсуждавшимся с позиций ведущих общенаучных парадигм

- позитивизма, неокантианства и др.

Создатели диалектического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс

не называли свое учение философией, полагая, что с появлением «современного

» материализма, нового материалистического мировоззрения

Философия как абсолютное системосозидание, наука наук, спекулятивное

Общее знание о мире, в котором разрешаются все противоречия,

Кончается, умирает.

165 См.: Касавин И.Т., Пружинин Б.И. Философия науки / / Современная западная

философия: Словарь. - М.: Политиздат, 1991. - С. 335-339.

Раздел VI. Парадигма педагогического воздействия

Современные исследования истории создания диалектического

материализма показывают, что «в позиции классиков преобладало в

целом отрицательное отношение к философии»166. Материализм - это

«действительное положительное познание мира», которое полностью

Побеждает, лишает жизни идеалистическое мировоззрение, а значит, и

философию, включая историко-социальную философию и «всякую»

«натуральную». С классической немецкой философией, с Гегелем,

Говорил Ф. Энгельс, вообще завершается философия, идеалистическая

Эра, ибо материалистический и диалектический взгляд К. Маркса

«наносит философии смертельный удар» в понимании как общества,

Истории, так и природы. И потому Е.Дюринг, занимаясь мировой

схематикой, вступает уже в область «ныне покойной философии»167.

А. Лабриола, например, писал: «Не следует забывать, что значение

Нашей теории выясняется прежде всего положением, занятым ею по

Отношению к тем доктринам, против которых она восстала, главным

образом к различного рода идеологиям»168. «Наша теория является

резким, окончательным отрицанием всякой идеологии...»169. Ф. Ме-



Просмотров 536

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!