Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Полной приверженности точке зрения диалектического материализма,



в котором ^.экономическая и историческая точки зрения в крайнем

случае совместимы с неокантианством» и который можно «соединить

» с махизмом, дополнить идеями И. Канта, Р. Авенариуса и других

Философов175.

Другими словами, в методологической основе марксисткой философии

«оставалось» место для неокантианства, в котором предполагалось

Осуществить обоснование идеалов, ценностей, важных для воспитания

Новых поколений.

Отстаивая тезис о том, что «марксизм более сложное явление, чем

обыкновенно думают», Н.А. Бердяев подверг глубокому анализу преемственно-

Преобразующие взаимосвязи классического марксизма и

Марксизма русского. По его мысли, первоначально марксизм был на

русской почве крайней формой «русского западничества», но впоследствии

Подвергся столь значительным изменениям, что в русском

большевизме «произошла руссификация и ориентализация марксизма

»176.

Для русского большевизма, по оценке Н.А. Бердяева, характерна

ориентация на материализм и позитивизм: «Нужно сказать, что диалектический

Материализм есть нелепое словосочетание. Не может

Рачков П. А. Что есть что (о приключениях диалектического материализма)

/ / Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 7. Философия. - 1997. - №1. - С. 5

См.- Каутский К. Материалистическое понимание истории. - Т.1. Берлин,

С. 28.

176 Бердяев Н.А Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, 1990. - С.

89.

История и методология теории социально-культурной деятельности

Быть диалектики материи, диалектика предполагает логос, смысл,

Возможна лишь диалектика мысли и духа. Но Маркс перенес свойства

Мысли и духа в недра материи. Материальному процессу оказывается

Свойственной мысль, разум, свобода, творческая активность и потому

Материальный процесс может привести к торжеству смысла, к овладению

социальным разумом всей жизни»'77.

Большевики, меньшевики и все деятели революционного социального

движения «вдохновлялись совсем не теми идеями, которые господствовали

В верхнем слое русской культуры, им была чужда русская

философия, их не интересовали вопросы духа, они оставались материалистами

или позитивистами»178.

Характерно, что оценки Н.А. Бердяева базируются на его личном

Опыте освоения марксизма, к которому на ранних этапах своего творчества

Он испытывал особые симпатии.

Ассимиляция марксизма в русской философии шла, как минимум,

двумя магистральными путями. С одной стороны, марксизм «поверялся

Кантом» (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, М.И. Туган-

Барановский и др.), а другой - подвергался позитивистской переоценке

(А.А. Богданов, А.В. Луначарский и др.).

Говоря о первом направлении, связанном с сопоставлением марксизма

С кантианством и неокантианством, отметим, что для ряда русских

Философов начала XX столетия было характерно стремление

совместить «материалистическое понимание истории» с элементами

Кантианства. Движение, которое как альтернатива марксизму возникло

В русской философии и которое часто определяют известным афоризмом

С.Н. Булгакова «от материализма к идеализму», «превратилось

В борьбу за самостоятельность духовных ценностей в познании,

искусстве, моральной и религиозной жизни». «Это было преодолением

Традиций русского нигилизма, утопизма, материализма, позитивизма

»179. Ярчайшие представители этого движения М.И. Туган-

Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев последовательно критиковали

Позитивизм за попытки отрицать формальную неустранимость

категории должного, нормы которого утверждаются этикой: люди

Равны как носители одной и той же духовной субстанции. Требования

Справедливости продиктованы идеалом абсолютной ценности человеческой

Личности. Этот тезис, обоснованный И. Кантом, последова-

Там же. - С. 82-83.

Там же. - С. 92.

Там же. - С. 90.

Раздел VI. Парадигма педагогического воздействия

Тельно развивал М.И. Туган-Барановский. С.Н. Булгаков и

Н.А. Бердяев связывали эту мысль не с Кантом, а с христианством.

По мнению одного из современных исследователей течения «от

марксизма к идеализму», для формирования историко-философских

Взглядов С.Н. Булгакова и Н.А. Бердяева типичны попытки совместить

Кантианство с марксизмом с самого начала, в первых же работах,

В отличие от Туган-Барановского, пришедшему к этому постепенно и

Не скоро180. Правда, у Бердяева и Булгакова материализм не одухотворялся

Этикой Канта, а оправдывался и восполнялся критикой познания.



Просмотров 538

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!