Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
При этом мыслители совершенно отчетливо представляли себе
Самостоятельность и законченность учений Канта и Маркса, что, по Мысли Туган-Барановского, высказанной в одной из более поздних его работ, делает оправданным лозунг «Вперед к созданию новой теории социализма!», а Кант и Маркс должны остаться позади как превзойденные этапы общественной мысли»181. Второе направление ставило своей задачей позитивистское истолкование Основных идей марксизма Даже известная борьба большевиков с позитивизмом Э. Маха и его Последователей, достигшее кульминации в полемической работе В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», не прекратила развитие Позитивистских идей в философии диалектического и исторического Материализма и не смогла положить конец позитивистским дискуссиям Среди идеологов партии. Впоследствии сторонники позитивистской Теории Э. Маха и Авенериуса сыграли исключительно важную Роль в теории диалектического материализма. Это А.А. Богданов, Н.И. Бухарин, А.В. Луначарский и др. Жесткая идеологическая (не философская По определению) борьба за чистоту и лояльность диалектического Материализма, как это ни парадоксально, лишь усилила влияние Позитивизма, а в некоторых случаях даже стимулировала практическую Реализацию позитивистских схем в культурно-просветительной Деятельности. Ведь именно этот момент имел в виду В.И. Ленин, выступая в мае Года на Первом всероссийском съезде по внешкольному образованию. В традиционной для него манере непримиримой критики позитивизма В.И. Ленин обрушился на А.А. Богданова, правда, не назы- 180 Смирнов И.П. «От марксизма к идеализму»: М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев. - М.: Русское книгоиздательское товарищество, 1995. - С. 127. 181 Туган-Барановский М.И. Предисловие / / Форлендер К. Кант и Маркс: Очерки этического социализма. - Спб, 1909. - С. VIII. ' I История и методология теории социально-культурной деятельности Вая его по имени. В деле распространения внешкольного образования Большевикам пришлось бороться с разного рода недостатками, один из которых В.И.Ленин определил так: «...Это обилие выходцев из Буржуазной интеллигенции, которая сплошь и рядом образовательные Учреждения крестьян и рабочих, создаваемые по-новому, рассматривала Как самое удобное поприще для своих выдумок в области философии Или в области культуры (выделено нами - Н.Я.), когда самое Нелепейшее кривляние выдавалось за нечто новое, и под видом чисто Пролетарского искусства и пролетарской культуры преподносилось нечто сверхъестественное и несуразное»182. Надо полагать, что широкая формулировка «буржуазная интеллигенция» имела смысл в отношении Большой группы идеологов партии, пролеткультута, сочувствующих Позитивистской философии. К числу единомышленников А.А. Богданова, считавших позитивизм Махистского толка философией революции, относились В. Базаров - один из авторов первых планов развития советской экономики; А.В. Луначарский нарком просвещения; М.Н. Покровский, с 1918 года Нарком просвещения, руководитель Коммунистической академии, Института красной профессуры, видный историк, член Президиума ВЦИК, ЦИК СССР; друг молодости А.А. Богданова - И.И. Скворцов- Степанов - первый советский комиссар финансов, с 1925 года редактор газеты «Известия», заместитель главного редактора газеты «Правда », а в последние годы жизни - директор Института В.И. Ленина. Сторонники позитивистской философии сыграли немалую роль в Формировании советской философии, системы просвещения и всей стратегии культурного строительства. Именно «на позитивистской Философско-мировоззренческой базе и выстраивается последовательное Обоснование той предельно централизованной, командно- Бюрократической организации экономики, которая полностью оформилась В СССР в годы культа личности и которая вплоть до 1985 года Официально признавалась единственно возможной при социализме »183. В начале XX столетия вообще было актуальным стремление построить Некую обобщающую философскую систему, которая вбирала Бы в себя все проблемное поле теории познания, философской и социальной Антропологии. Так, неокантианец Пауль Наторп выдвигает 182 Ленин В.И. Приветственная речь / / Поли. собр. соч. - 5-е изд. - Т. 38. - С. 330. 183 Миронов Д.А., Перцев А. В. Позитивистский социализм: Иллюзия или реальность? - М: Знание, 1990. - С. 24.
|