Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



При этом мыслители совершенно отчетливо представляли себе



Самостоятельность и законченность учений Канта и Маркса, что, по

Мысли Туган-Барановского, высказанной в одной из более поздних его

работ, делает оправданным лозунг «Вперед к созданию новой теории

социализма!», а Кант и Маркс должны остаться позади как превзойденные

этапы общественной мысли»181.

Второе направление ставило своей задачей позитивистское истолкование

Основных идей марксизма

Даже известная борьба большевиков с позитивизмом Э. Маха и его

Последователей, достигшее кульминации в полемической работе В.И.

Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», не прекратила развитие

Позитивистских идей в философии диалектического и исторического

Материализма и не смогла положить конец позитивистским дискуссиям

Среди идеологов партии. Впоследствии сторонники позитивистской

Теории Э. Маха и Авенериуса сыграли исключительно важную

Роль в теории диалектического материализма. Это А.А. Богданов, Н.И.

Бухарин, А.В. Луначарский и др. Жесткая идеологическая (не философская

По определению) борьба за чистоту и лояльность диалектического

Материализма, как это ни парадоксально, лишь усилила влияние

Позитивизма, а в некоторых случаях даже стимулировала практическую

Реализацию позитивистских схем в культурно-просветительной

Деятельности.

Ведь именно этот момент имел в виду В.И. Ленин, выступая в мае

Года на Первом всероссийском съезде по внешкольному образованию.

В традиционной для него манере непримиримой критики позитивизма

В.И. Ленин обрушился на А.А. Богданова, правда, не назы-

180 Смирнов И.П. «От марксизма к идеализму»: М.И. Туган-Барановский, С.Н.

Булгаков, Н.А. Бердяев. - М.: Русское книгоиздательское товарищество, 1995.

- С. 127.

181 Туган-Барановский М.И. Предисловие / / Форлендер К. Кант и Маркс:

Очерки этического социализма. - Спб, 1909. - С. VIII.

' I

История и методология теории социально-культурной деятельности

Вая его по имени. В деле распространения внешкольного образования

Большевикам пришлось бороться с разного рода недостатками, один

из которых В.И.Ленин определил так: «...Это обилие выходцев из

Буржуазной интеллигенции, которая сплошь и рядом образовательные

Учреждения крестьян и рабочих, создаваемые по-новому, рассматривала

Как самое удобное поприще для своих выдумок в области философии

Или в области культуры (выделено нами - Н.Я.), когда самое

Нелепейшее кривляние выдавалось за нечто новое, и под видом чисто

Пролетарского искусства и пролетарской культуры преподносилось

нечто сверхъестественное и несуразное»182. Надо полагать, что широкая

формулировка «буржуазная интеллигенция» имела смысл в отношении

Большой группы идеологов партии, пролеткультута, сочувствующих

Позитивистской философии.

К числу единомышленников А.А. Богданова, считавших позитивизм

Махистского толка философией революции, относились В. Базаров

- один из авторов первых планов развития советской экономики;

А.В. Луначарский нарком просвещения; М.Н. Покровский, с 1918 года

Нарком просвещения, руководитель Коммунистической академии,

Института красной профессуры, видный историк, член Президиума

ВЦИК, ЦИК СССР; друг молодости А.А. Богданова - И.И. Скворцов-

Степанов - первый советский комиссар финансов, с 1925 года редактор

газеты «Известия», заместитель главного редактора газеты «Правда

», а в последние годы жизни - директор Института В.И. Ленина.

Сторонники позитивистской философии сыграли немалую роль в

Формировании советской философии, системы просвещения и всей

стратегии культурного строительства. Именно «на позитивистской

Философско-мировоззренческой базе и выстраивается последовательное

Обоснование той предельно централизованной, командно-

Бюрократической организации экономики, которая полностью оформилась

В СССР в годы культа личности и которая вплоть до 1985 года

Официально признавалась единственно возможной при социализме

»183.

В начале XX столетия вообще было актуальным стремление построить

Некую обобщающую философскую систему, которая вбирала

Бы в себя все проблемное поле теории познания, философской и социальной

Антропологии. Так, неокантианец Пауль Наторп выдвигает

182 Ленин В.И. Приветственная речь / / Поли. собр. соч. - 5-е изд. - Т. 38. - С.

330.

183 Миронов Д.А., Перцев А. В. Позитивистский социализм: Иллюзия или реальность?

- М: Знание, 1990. - С. 24.



Просмотров 506

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!