Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
По внешкольному образованию Е.Н. Медынский усматривает
Задачу внешкольного образования в настоящее время в распространении Социалистической - коммунистической культуры; другой, также известный деятель по внешкольному образованию В. Зеленко («Практика внешкольного образования в России», Москва, 1922 г.) говорит Теперь о пролетарской культуре, так резко отличной от культуры буржуазной. В противоположность Е.Н. Медынскому, В.А. Зеленко не Дает точного определения пролетарской культуры, вероятно потому, что она находится, как сам соглашается, «еще в детском возрасте», ограничиваясь Туманной фразой, извлеченной из резолюции 7-го съезда Советов: «Вся работа пролеткультуры отныне должна стать аналогией труда и борьбы через творческий трудовой порыв класса»»195. При определении сущности пролетарской культуры СО. Серополко воспользовался определениями Е.Н. Медынского, согласно которым основные ее признаки сводятся к следующему ряду: а) социалистическая культура есть культура трудовая»; б) социалистическая Культура - это культура массовая; в) в противоположность Индивидуалистическим культурам прежнего времени социалистическая Культура коллективистична; г) социалистическая культура исходит из материалистического понимания истории: она предполагает Зависимость всех сторон человеческой жизни от экономических факторов - производительных сил и производственных отношений; д) Впредь до наступления социалистического строя и уничтожения классов Социалистическая культура есть культура классовая. 194 Внешкольное образование / / Большая Советская энциклопедия. - 1-е изд. - Т. И. - М.: Акц. об-во "Сов. энциклопедия", 1930. - С. 679. ГА РФ, Ф. 5773, Оп. 1, Д. 46, Л. 7 (об.) - 8. Раздел VI. Парадигма педагогического воздействия Из этого перечня следует вывод СО. Серополко, важный в контексте изучения парадигмы педагогического воздействия: «Не в приобщении К культуре вообще, а в приобщении к социалистической культуре И к творческой работе советской власти определяет Советская Россия задачу внешкольного образования. Я думаю, что нет ни буржуазной, Ни социалистической культуры, а есть одна культура, как совокупность Тех материальных и идеальных ценностей, достояние которых Ставит себе человечество на пути своего бесконечного разви- тия»ж. И все же именно в первой половине 1920-х годов теория внешкольного Образования в Советской России, преодолевая описательность и методическую «приземленность», раскрылась как многообразный Спектр педагогических концепций, теоретических обобщений. Качественный Рост и методологическая продуктивность теории внешкольного Образования поставили ее в этот период в ряд важнейших разделов Педагогики. К этому времени в отечественной педагогике прочно утвердилась Триада - дошкольное, школьное и внешкольное воспитание - символизирующая целостность социализирующего воспитательного Процесса, охватывающего все возрастные этапы становления и развития Личности. Наш анализ ценностно-смыслового уровня воспитательных парадигм В указанный период показывает, что выразителями двух практически Противоположных точек зрения на природу и существо воспитательной Работы в социально-культурной сфере являются Е.Н. Медынский (разработавший на неокантианской основе оригинальную концепцию «Энциклопедии внешкольного образования») и В.А. Зеленко (построивший на позитивистской основе марксистскую Концепцию политико-просветительной работы). Сравнение и анализ Их методологических позиций дает возможность уловить генеральную Тенденцию - смену парадигм социокультурного воспитания, окончательно Произошедшую к началу 1930-х годов. Фактом является то, что Е.Н. Медынский и В.А. Зеленко были Знакомы, оба жили Петербурге практически в одно и то же время. Сохранились Документы, свидетельствующие о том, что они вместе работали В Государственном комитете по народному образованию при Министерстве народного просвещения Временного правительства (1917-1918 годы). Они тщательно отслеживали научные публикации Друг друга, выступали в печати с рецензиями. При этом различия ме- ГА РФ, Ф. 5773, Оп. 1, Д. 46, Л. 8 (об.). История и методология теории социально-культурной деятельности. Тодологических позиций накладывали отпечаток на их отношения.
|