Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Из сообщенного; нет важно, ...чтобы расширился его умственный
вкус, появилось стремление к дальнейшему развитию». И второе следствие: «Полная система содействия внешкольному образованию Должна быть построена таким образом, чтобы все стороны человеческого Я, и духовная и физическая, могли получить удовлетворение, Чтобы эта система была направлена к умственному, эстетическому, Нравственному, физическому, - одним словом, к всестороннему развитию человека»206. Гармоничность и всесторонность воспитания - Идеи широко известные в философии воспитания, но лишь в неокантианской Традиции эти идеи становятся базовыми для обоснования Прикладных аспектов педагогики. Безусловно, нельзя признать Е.Н. Медынского неокантианцем в узком смысле этого слова, как сторонника Одной из школ неокантианства. Однако в широком смысле Парадигма неокантианства как особый стиль мышления, характерный Для гуманитарных исследований начала XX столетия, оказала определенное Воздействие и на ранние работы Е.Н. Медынского по теории Внешкольного образования. Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Наука, 1916. - С. 5. Там же. - С . 5-6. История и методология теории социально-культурной деятельности. Глубоко укорененной в неокантианской философско- Педагогической традиции, можно признать мысль Е.Н. Медынского и О внутриличностной природе саморазвития человека. Основные идеи Самовоспитания, самопонимаиия, самоопределения человека базируются На активности духовно-нравственных, духовно-творческих структур личности. При этом «основным свойством внешкольного Образования как известного, внутри личности происходящего процесса, Является индивидуальный характер этого процесса и самодеятельность Личности. Человек лишь пользуется материалом, извне доставленным (путем библиотек, лекций, курсов, музея, театра и пр.); перерабатывает Же этот материал, так или иначе, вполне самостоятельно и в зависимости от своей индивидуальности»207. Эта методологическая позиция позволяет исследователю выделить Специфику внешкольного образования в сравнении с образованием школьным- «В полной духовной самостоятельности, полном отсутствии Какого бы то ни было принуждения во внешкольной просветительной Работе существенное различие внешкольного образования и школы: как бы то ни была свободна школа, ей всегда присущ некоторый Элемент принуждения, обучающийся в ней всегда играет несколько пассивную роль»208. Итак, школа и внешкольное образование Имеют различную социокультурную природу и различную воспитательную Сущность, поскольку основное различие (наличность и отсутствие Принуждения) определяет всю иерархию ценностных приоритетов В развитии, а не образовании личности, ориентацию на педагогические Методы содействия, а не воздействия, в процессе внешкольного Образования. Характерно, что эта мысль, с одной стороны, весьма созвучна идеям Неокантианца П. Наторпа и была сочувственно принята российскими Педагогами внешкольного образования, с другой - существенно Расходилась с позицией исследователей, считавших внешкольное и Школьное образование явлениями одного порядка (так, например, Считал СО. Серополко и др.). При этом подчеркнем, что СО. Серополко, видный деятель, прежде всего библиотечной работы, Считавшейся тогда частью внешкольного образования, акцентировал именно момент "образования" (умственного и интеллектуального обогащения Личности) как основную цель внешкольной работы. Е.Н. Медынский же, как было показано выше, стремился шире рас- Тамже. - С. 10. Там же. - С. 11. Раздел VI. Парадигма педагогического воздействия сматривать эту проблему, переводя ее в плоскость "развития" личности Как основной задачи внешкольного образования, и этот методологический Подход позволил ему сформулировать следующие задачи внешкольного образования: «Во-первых, задачи внешкольного образования гораздо шире задач Школы (в первом случае мы имеем культурное развитие всего населения, Во втором лишь подготовку к этому развитию - части населения). Во-вторых, в той или иной мере внешкольное образование присуще Всем людям, тогда как школой пользуются сравнительно немногие. В-третьих, внешкольное образование (понимая его как развитие
|