Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Из сообщенного; нет важно, ...чтобы расширился его умственный



вкус, появилось стремление к дальнейшему развитию». И второе

следствие: «Полная система содействия внешкольному образованию

Должна быть построена таким образом, чтобы все стороны человеческого

Я, и духовная и физическая, могли получить удовлетворение,

Чтобы эта система была направлена к умственному, эстетическому,

Нравственному, физическому, - одним словом, к всестороннему развитию

человека»206. Гармоничность и всесторонность воспитания -

Идеи широко известные в философии воспитания, но лишь в неокантианской

Традиции эти идеи становятся базовыми для обоснования

Прикладных аспектов педагогики. Безусловно, нельзя признать

Е.Н. Медынского неокантианцем в узком смысле этого слова, как сторонника

Одной из школ неокантианства. Однако в широком смысле

Парадигма неокантианства как особый стиль мышления, характерный

Для гуманитарных исследований начала XX столетия, оказала определенное

Воздействие и на ранние работы Е.Н. Медынского по теории

Внешкольного образования.

Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и

техника. - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Наука, 1916. - С. 5.

Там же. - С . 5-6.

История и методология теории социально-культурной деятельности.

Глубоко укорененной в неокантианской философско-

Педагогической традиции, можно признать мысль Е.Н. Медынского и

О внутриличностной природе саморазвития человека. Основные идеи

Самовоспитания, самопонимаиия, самоопределения человека базируются

На активности духовно-нравственных, духовно-творческих

структур личности. При этом «основным свойством внешкольного

Образования как известного, внутри личности происходящего процесса,

Является индивидуальный характер этого процесса и самодеятельность

Личности. Человек лишь пользуется материалом, извне доставленным

(путем библиотек, лекций, курсов, музея, театра и пр.); перерабатывает

Же этот материал, так или иначе, вполне самостоятельно и

в зависимости от своей индивидуальности»207.

Эта методологическая позиция позволяет исследователю выделить

Специфику внешкольного образования в сравнении с образованием

школьным- «В полной духовной самостоятельности, полном отсутствии

Какого бы то ни было принуждения во внешкольной просветительной

Работе существенное различие внешкольного образования и

школы: как бы то ни была свободна школа, ей всегда присущ некоторый

Элемент принуждения, обучающийся в ней всегда играет несколько

пассивную роль»208. Итак, школа и внешкольное образование

Имеют различную социокультурную природу и различную воспитательную

Сущность, поскольку основное различие (наличность и отсутствие

Принуждения) определяет всю иерархию ценностных приоритетов

В развитии, а не образовании личности, ориентацию на педагогические

Методы содействия, а не воздействия, в процессе внешкольного

Образования.

Характерно, что эта мысль, с одной стороны, весьма созвучна идеям

Неокантианца П. Наторпа и была сочувственно принята российскими

Педагогами внешкольного образования, с другой - существенно

Расходилась с позицией исследователей, считавших внешкольное и

Школьное образование явлениями одного порядка (так, например,

Считал СО. Серополко и др.). При этом подчеркнем, что

СО. Серополко, видный деятель, прежде всего библиотечной работы,

Считавшейся тогда частью внешкольного образования, акцентировал

именно момент "образования" (умственного и интеллектуального обогащения

Личности) как основную цель внешкольной работы.

Е.Н. Медынский же, как было показано выше, стремился шире рас-

Тамже. - С. 10.

Там же. - С. 11.

Раздел VI. Парадигма педагогического воздействия

сматривать эту проблему, переводя ее в плоскость "развития" личности

Как основной задачи внешкольного образования, и этот методологический

Подход позволил ему сформулировать следующие задачи

внешкольного образования:

«Во-первых, задачи внешкольного образования гораздо шире задач

Школы (в первом случае мы имеем культурное развитие всего населения,

Во втором лишь подготовку к этому развитию - части населения).

Во-вторых, в той или иной мере внешкольное образование присуще

Всем людям, тогда как школой пользуются сравнительно немногие.

В-третьих, внешкольное образование (понимая его как развитие



Просмотров 732

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!