Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Раздел VI. Парадигма педагогического воздействия
второму изданию "Энциклопедии внешкольного образования" констатировал: "Былое мое народническое мировоззрение в течение ряда лет Постепенно менялось.... В настоящее время я всецело разделяю мировоззрение марксистское»212. Такая констатация показывает генезис Этого мировоззрения от народнических идеалов к марксистским идеалам. Почему же народнические идеалы противопоставляются марксистским, каковы они и в чем их особенность? Ведь ранний Е.Н. Медынский не вписывается в рамки методологии коммунистического Воспитания. Именно поэтому важно выявить методологическую продуктивность его концепции, которая оформилась как «энциклопедия внешкольного воспитания». «Энциклопедия внешкольного образования» - это не только название Известной книги213, но и имя своеобразной теоретической концепции. Здесь имеет смысл остановиться на происхождении названия «Энциклопедия внешкольного образования» - этой чрезвычайно важной В методологическом отношении книги. Впервые публично Е.Н. Медынский обозначил это название на первом съезде по внешкольному Образованию, но у этого термина имеется своя предыстория, Которая, до сих пор не нашла отражения в специальной литературе. Его появление в педагогической теории необходимо, на наш Взгляд, связывать с юридическим образованием, которое Е.Н. Медынский получил в университете. Дело в том, что юридические Кафедры в русских университетах традиционно имели название «кафедра энциклопедии права». К примеру, в Московском университете Такая кафедра была закрыта лишь в 1918 году после специального Постановления Наркомпроса РСФСР214. При этом специализация Данных кафедр - это преподавание прежде всего свода законов, юридических Правил и их практического применения, а преподавание истории Права традиционно поручалось кафедрам истории философии Права. 212 Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования: Лекции читанные на пед. факультете Уральского ун-та в 1919-1922 гг.: В 2 т. - М.; Л.: Госиздат, 1925. Т. 1. - С. 2. 213 Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования: Лекции читанные на пед. факультете Уральского ун-та в 1919-1922 гг.: в 2 т. - М.; Л.; Госиздат, 1925. Т. 1. - 138 с; Т. 2 - 167 с. 214 См,: Павлов А.Т. Философия в Московском университете: Институциональные и кадровые аспекты после 1917 года / / Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. - М., 1996. - № 5. - С. 79-94. История и методология теории социально-культурной деятельности В пользу такой версии говорит и выступление самого Е.Н. Медынского на Первом всероссийском съезде по внешкольному образованию (май, 1919 г.): «В развитии другой науки - юриспруденции - мы видим тот же путь. В древнее время юридическая практика Была очень развита, но науки юриспруденции еще не было. Лишь в VI В найдена Кодекс Юстиниана положил начало юриспруденции, и в Настоящее время мы имеем уже стройную систему юридических наук. Тот же путь, очевидно, должно пройти и внешкольное образование. Разработка этого вопроса началась в 1914 и 1915 гг. Но до сих пор, никакой цельной теории еще не существует»215. Выступая на этом же съезде, Г.И. Мережко специально подчеркнул: «Жизнь выдвигает работников Из среды не специалистов. В области внешкольного образования Не дилетантизм заставлял людей отдаваться внешкольной работе, А ряд жизненных условий. И вот хотя бы тов. Е.Н. Медынский. Первое слово в области внешкольного образования сказал он - юрист, а не педагог»216. Выступление Е.Н. Медынского вызвало бурную дискуссию, в центре которой оказался не только термин «энциклопедия внешкольного образования», но и сам методологический подход, определенно сформулированный В докладе. Ученый призвал съезд признать, что теория Внешкольного образования, составляя часть теории народного образования, должна быть построена как наука: «Теория внешкольного образования Представляет лишь часть теории народного образования, последняя представляя собой единую систему, разделяется на 3 ветви: Внешкольное образование, дошкольное образование, школоведение »217. По мысли докладчика, каждая из ветвей представляет целую Систему наук. При этом внешкольное образование подразделяется на теорию и Историю внешкольного образования. Предполагалось, что в историю внешкольного образования войдет Его развитие с древних времен до нашего времени, положение его в
|