Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
После своего ухода с должности ректора В.А. Зеленко некоторое
время продолжал работать в ПИВО, где читал курсы «Основы культурно- просветительной работы», «Теория и практика внешкольного образования», вел семинар «Рабочий клуб». В.А. Зеленко активно работал в редакционной коллегии петроградского журнала «Внешкольное образование», где ряд его материалов были подписаны псевдонимами «В.З.» или «3». Наиболее известная книга В.А. Зеленко «Практика внешкольного образования в России» Относится к периоду целенаправленного преобразования внешкольного Образования в новый вид педагогической деятельности, получивший название «политико-просветительная работа». В.А. Зеленко можно признать наиболее типичным теоретиком Внешкольного образования, за весьма короткий временной период Коренным образом сменившим методологические идеи, которые лежали В основе его теоретических работ. Отказавшись от концепции Частной инициативы, он чрезвычайно критично и некорректно отзывался О всей внешкольной педагогике дореволюционного периода. При этом В.А. Зеленко выделял во внешкольном образовании и политпросветработе два модуса: 1) теоретический и 2) практический. Иными словами, ученый вполне допускал существование особой теории, Осмысляющей закономерности воспитательного процесса во внешкольной среде. «Теоретический подход вводит нас в сущность основных Вопросов политпросвет-внешкольного образования. Это - своего рода педагогика, кстати заметить, еле начатая разработкой»222. Внешкольное образование с практической точки зрения представлялось В.А. Зеленко как многообразие форм различных мероприятий, Способов их организации и проведения. Под практикой внешкольного образования он понимал «установление Причин, обусловливающих те или иные формы, мероприятия и Способы осуществления внешкольного образования в связи с организационными вопросами, а также краткое описание этих форм»223. Зеленко В.А. Практика внешкольного образования в России. - Изд. 3-е, Дополненное и просмотренное. - М -Пг.. 1923. - С. 11 Там же. Раздел VI. Парадигма педагогического воздействия Предваряя третье издание своей книги «Практика внешкольного образования в России», В.А. Зеленко писал, что предполагается издание Еще нескольких томов этой книги, в которых должны были быть представлены "II - политико-просветительные учреждения, III - методы и организационные вопросы, IV - теория». Однако такое издание Не было осуществлено, до специального рассмотрения вопросов Теории В.А. Зеленко так и не дошел. Одним из первых в специальной литературе В.А. Зеленко предлагает Собственную периодизацию внешкольного образования, подчиняя Ее сложившемуся к тому времени идеологическому клише, которое полагалось использовать при изучении истории России: До 1917 года. Февраль 1917-25 октября 1917 года. Октябрь 1917 года - май 1919 года (первый период пролетарской Культуры). После 1919 года (второй и третий периоды пролетарской культуры). Нужно отметить, что эта периодизация до сих пор «кочует» по нашей Специальной литературе, естественно, с некоторыми видоизменениями, Хотя практически не отражает реальной динамики внешкольного Образования в России, о чем, кстати, говорится и в рецензии Н.К. Крупской на эту книгу. Обратим внимание и на то, как В.А. Зеленко, в недалеком прошлом Один из активных деятелей дореволюционного внешкольного образования, В конце 1920-х годов решал проблему сочетания опыта просветительной Работы революционного периода с опытом старым. Здесь звучит в общем-то хорошо известный пролеткультовский мотив: «...И Партийный, и внепартийный союз должен был бы определенно выявить Ту мысль, что всякая революция, основательно разрушавшая Устои прежнего строя, прежде всего приводит к созданию новой культуры, Но именно культуры, во имя которой только и могла произойти революция»224. Ориентация на вновь создаваемую культуру опирается на позитивистскую Убежденность в возможности полного воплощения идеальных организационно-идеологических схем. "В своей творческой работе Революционная педагогика опирается не на тот опыт, который протекал В условиях старого строя, принижавших этот опыт до последних Градусов возможности и легально-культурно-филантропической по- Зеленко В.А. Практика внешкольного образования в России. - Изд. 3-е,
|