Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



После своего ухода с должности ректора В.А. Зеленко некоторое



время продолжал работать в ПИВО, где читал курсы «Основы культурно-

просветительной работы», «Теория и практика внешкольного

образования», вел семинар «Рабочий клуб».

В.А. Зеленко активно работал в редакционной коллегии петроградского

журнала «Внешкольное образование», где ряд его материалов

были подписаны псевдонимами «В.З.» или «3». Наиболее известная

книга В.А. Зеленко «Практика внешкольного образования в России»

Относится к периоду целенаправленного преобразования внешкольного

Образования в новый вид педагогической деятельности, получивший

название «политико-просветительная работа».

В.А. Зеленко можно признать наиболее типичным теоретиком

Внешкольного образования, за весьма короткий временной период

Коренным образом сменившим методологические идеи, которые лежали

В основе его теоретических работ. Отказавшись от концепции

Частной инициативы, он чрезвычайно критично и некорректно отзывался

О всей внешкольной педагогике дореволюционного периода.

При этом В.А. Зеленко выделял во внешкольном образовании и

политпросветработе два модуса: 1) теоретический и 2) практический.

Иными словами, ученый вполне допускал существование особой теории,

Осмысляющей закономерности воспитательного процесса во внешкольной

среде. «Теоретический подход вводит нас в сущность основных

Вопросов политпросвет-внешкольного образования. Это -

своего рода педагогика, кстати заметить, еле начатая разработкой»222.

Внешкольное образование с практической точки зрения представлялось

В.А. Зеленко как многообразие форм различных мероприятий,

Способов их организации и проведения.

Под практикой внешкольного образования он понимал «установление

Причин, обусловливающих те или иные формы, мероприятия и

Способы осуществления внешкольного образования в связи с организационными

вопросами, а также краткое описание этих форм»223.

Зеленко В.А. Практика внешкольного образования в России. - Изд. 3-е,

Дополненное и просмотренное. - М -Пг.. 1923. - С. 11

Там же.

Раздел VI. Парадигма педагогического воздействия

Предваряя третье издание своей книги «Практика внешкольного

образования в России», В.А. Зеленко писал, что предполагается издание

Еще нескольких томов этой книги, в которых должны были быть

представлены "II - политико-просветительные учреждения, III - методы

и организационные вопросы, IV - теория». Однако такое издание

Не было осуществлено, до специального рассмотрения вопросов

Теории В.А. Зеленко так и не дошел.

Одним из первых в специальной литературе В.А. Зеленко предлагает

Собственную периодизацию внешкольного образования, подчиняя

Ее сложившемуся к тому времени идеологическому клише, которое

полагалось использовать при изучении истории России:

До 1917 года.

Февраль 1917-25 октября 1917 года.

Октябрь 1917 года - май 1919 года (первый период пролетарской

Культуры).

После 1919 года (второй и третий периоды пролетарской культуры).

Нужно отметить, что эта периодизация до сих пор «кочует» по нашей

Специальной литературе, естественно, с некоторыми видоизменениями,

Хотя практически не отражает реальной динамики внешкольного

Образования в России, о чем, кстати, говорится и в рецензии

Н.К. Крупской на эту книгу.

Обратим внимание и на то, как В.А. Зеленко, в недалеком прошлом

Один из активных деятелей дореволюционного внешкольного образования,

В конце 1920-х годов решал проблему сочетания опыта просветительной

Работы революционного периода с опытом старым. Здесь

звучит в общем-то хорошо известный пролеткультовский мотив: «...И

Партийный, и внепартийный союз должен был бы определенно выявить

Ту мысль, что всякая революция, основательно разрушавшая

Устои прежнего строя, прежде всего приводит к созданию новой культуры,

Но именно культуры, во имя которой только и могла произойти

революция»224.

Ориентация на вновь создаваемую культуру опирается на позитивистскую

Убежденность в возможности полного воплощения идеальных

организационно-идеологических схем. "В своей творческой работе

Революционная педагогика опирается не на тот опыт, который протекал

В условиях старого строя, принижавших этот опыт до последних

Градусов возможности и легально-культурно-филантропической по-

Зеленко В.А. Практика внешкольного образования в России. - Изд. 3-е,



Просмотров 840

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!