Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Дополненное и просмотренное. - М.-Пг., 1923. - С. 143



История и методология теории социально-культурной деятельности

датливости". И далее: «Старый опыт, главным образом, его идеологическое

Обоснование, надо знать не для сочетания с революционным, а

Для того, чтобы суметь более выпукло выявить опыт по построению

новой культуры и не смешать со старым. "Сочетательство" в культуре

идентично соглашательству в политике: оно боится новых

Форм культуры, идеологически чуждо им и принимает меры к тому,

чтобы свести работу к ремонту, а не перестройке»225.

Резкость оценок по-особому оттеняется интонациями, которые невозможно

Встретить в жарких дореволюционных дискуссиях по вопросам

Внешкольной работы. В.А. Зеленко обрушивается на безобидную

книжку Г. и О. Тумим «Азбука внешкольного образования» (Пг.,

В которой промелькнул ностальгический момент - вспоминая

дореволюционную внешкольную работу, они написали, что «должно

наступить такое время, когда затоптанные в грязь подлинные ценности:

Интеллектуальные, этические, эстетические вновь оживут и вновь

займут в наших умах и сердцах подобающее место». На это

В.А. Зеленко отвечает резко и даже грозно: «Новое политико-

Просветительное творчество действительно принесло не только огорчение,

но и гражданскую смерть старым деятелям: они остались где-то

Вне жизни и в 1922 г. диапазон их мышления и переживания таков же,

каким он был в 1918, 1914, а быть может, и в 1900 Ожидая «горя и

смерти», парализованный внешкольный деятель и в 22 году ждет того

же, чего ждал в 1918»226.

К 1930-м годам на первый план выдвинулись задачи, состоявшие

во-первых, в «углублении работы, необходимости согласования ее с

Общими задачами и устремлениями революционной борьбы, органическое

сращивание ее с последней». А во-вторых, в «последовательном

Проведении того революционного централизма, который обеспечил

Успех социальной революции и который ограждает ее от опасностей,

ошибок и вредных увлечений»227.

В.А. Зеленко противопоставляет дореволюционной педагогике

Принципиально иную методологическую схему, обусловливающую

внешкольную теорию и практику. Он задается вопросом: от чего отправляться

в исследовательской работе - от «самодовлеющей» личности,

ее «духа», или же от тех социально-политических условий, в ко-

Там же. - С. 144.

Там же.-С. 240.

Зеленко В.А. Политико-просветительное дело и внешкольное образование

(с обзором литературы изданной Главполитпросветом) / / Просвещение. Педагогический

Сборник. - М, 1923. - № 3. - С. 328.

Раздел VI. Парадигма педагогического воздействия

щмх человек живет? И дает определенно позитивистский ответ в

Мропиювес неокантианским идеалам личностно ориентированной пещи

ошки: «Цели и задачи в области народного образования (в том

Нкпе и внешкольного, так как оно лишь звено общей системы) нахо-

Ппси в теснейшей зависимости от форм социально-политического

• фон данного общества»!

И А. Зеленко прекрасно ориентировался в специальных работах по

Вопросам народного образования, ему хорошо было известно, что пре-

ООладающим объектом педагогического анализа являлась самодов-

Щчищая личность - субъект, сознание, дух. И все же он выдвигает

Иной методологический базис, опираясь на который деятель-

Ниппкольник должен будет подойти к оценке явлений с материали-

i шческой точки зрения. Только в этом случае «все формы и меро-

ЩШИ1ИЯ в области внешкольного образования, их эволюция и посто-

Шшое усложнение предстанут пред ним, как одно из проявлений социальной

Жизни, подчиненных не волевым импульсам отдельных

Ичдсй, не сознанию и духу, а причинной зависимости, социальным

i.ihoi/ам»228. Этот тезис имеет смысл абсолютной редукции личности к

го* социальности. Следовательно, вполне допустимо воспроизводство в

Педагогическом процессе заранее заданных образцов, не оправданных

Ипрпорными нравственными законами, аксиологическими условиями,

И которые человек должен встраивать свою активность, подчиняя ее,

Иисим образом, разуму сообразно логике.

Сведение личности к социальности в конечном итоге открывает

Сиободу авторитарному педагогическому воздействию, а в пределе -

Манипуляции личностью, ибо допускает, что гносеологические схемы

Можно построить на основе природной (естественной) сообразности,

Усилием воли, в голове одного человека (педагога-внешкольника, пар-



Просмотров 667

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!