Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Дополненное и просмотренное. - М.-Пг., 1923. - С. 143
История и методология теории социально-культурной деятельности датливости". И далее: «Старый опыт, главным образом, его идеологическое Обоснование, надо знать не для сочетания с революционным, а Для того, чтобы суметь более выпукло выявить опыт по построению новой культуры и не смешать со старым. "Сочетательство" в культуре идентично соглашательству в политике: оно боится новых Форм культуры, идеологически чуждо им и принимает меры к тому, чтобы свести работу к ремонту, а не перестройке»225. Резкость оценок по-особому оттеняется интонациями, которые невозможно Встретить в жарких дореволюционных дискуссиях по вопросам Внешкольной работы. В.А. Зеленко обрушивается на безобидную книжку Г. и О. Тумим «Азбука внешкольного образования» (Пг., В которой промелькнул ностальгический момент - вспоминая дореволюционную внешкольную работу, они написали, что «должно наступить такое время, когда затоптанные в грязь подлинные ценности: Интеллектуальные, этические, эстетические вновь оживут и вновь займут в наших умах и сердцах подобающее место». На это В.А. Зеленко отвечает резко и даже грозно: «Новое политико- Просветительное творчество действительно принесло не только огорчение, но и гражданскую смерть старым деятелям: они остались где-то Вне жизни и в 1922 г. диапазон их мышления и переживания таков же, каким он был в 1918, 1914, а быть может, и в 1900 Ожидая «горя и смерти», парализованный внешкольный деятель и в 22 году ждет того же, чего ждал в 1918»226. К 1930-м годам на первый план выдвинулись задачи, состоявшие во-первых, в «углублении работы, необходимости согласования ее с Общими задачами и устремлениями революционной борьбы, органическое сращивание ее с последней». А во-вторых, в «последовательном Проведении того революционного централизма, который обеспечил Успех социальной революции и который ограждает ее от опасностей, ошибок и вредных увлечений»227. В.А. Зеленко противопоставляет дореволюционной педагогике Принципиально иную методологическую схему, обусловливающую внешкольную теорию и практику. Он задается вопросом: от чего отправляться в исследовательской работе - от «самодовлеющей» личности, ее «духа», или же от тех социально-политических условий, в ко- Там же. - С. 144. Там же.-С. 240. Зеленко В.А. Политико-просветительное дело и внешкольное образование (с обзором литературы изданной Главполитпросветом) / / Просвещение. Педагогический Сборник. - М, 1923. - № 3. - С. 328. Раздел VI. Парадигма педагогического воздействия щмх человек живет? И дает определенно позитивистский ответ в Мропиювес неокантианским идеалам личностно ориентированной пещи ошки: «Цели и задачи в области народного образования (в том Нкпе и внешкольного, так как оно лишь звено общей системы) нахо- Ппси в теснейшей зависимости от форм социально-политического • фон данного общества»! И А. Зеленко прекрасно ориентировался в специальных работах по Вопросам народного образования, ему хорошо было известно, что пре- ООладающим объектом педагогического анализа являлась самодов- Щчищая личность - субъект, сознание, дух. И все же он выдвигает Иной методологический базис, опираясь на который деятель- Ниппкольник должен будет подойти к оценке явлений с материали- i шческой точки зрения. Только в этом случае «все формы и меро- ЩШИ1ИЯ в области внешкольного образования, их эволюция и посто- Шшое усложнение предстанут пред ним, как одно из проявлений социальной Жизни, подчиненных не волевым импульсам отдельных Ичдсй, не сознанию и духу, а причинной зависимости, социальным i.ihoi/ам»228. Этот тезис имеет смысл абсолютной редукции личности к го* социальности. Следовательно, вполне допустимо воспроизводство в Педагогическом процессе заранее заданных образцов, не оправданных Ипрпорными нравственными законами, аксиологическими условиями, И которые человек должен встраивать свою активность, подчиняя ее, Иисим образом, разуму сообразно логике. Сведение личности к социальности в конечном итоге открывает Сиободу авторитарному педагогическому воздействию, а в пределе - Манипуляции личностью, ибо допускает, что гносеологические схемы Можно построить на основе природной (естественной) сообразности, Усилием воли, в голове одного человека (педагога-внешкольника, пар-
|