Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Сущим и должным. Социальный детерминизм заменяется расплывчатыми
«этическими мотивами», а концепция классовой борьбы - концепцией «социальной педагогики», которая призвана гармонизироиать социализма, заложенных a priori в душе каждого человека, независимо от его классовой принадлежности». И далее - «Не социальная революция, а нравственная эволюциятого правомерный путь к социализму, рассматриваемому прежде Место и по преимуществу как систем этических ценностей, как Приведенные оценки проясняют роль и место социальной педагогики, Которая заменяет собой социальный детерминизм и концепцию Классовой борьбы в неокантианской картине социального устройства Общества. Безусловно, это ключевое положение не могло получить Оправдание с позиций диалектического материализма и классовой борьбы. Вот почему, на наш взгляд, столь кардинально изменилось отношение к идее социальной педагогики, внешне, казалось бы, Так, из идейно-методологического ядра внешкольного образования Бовин А.Е. Этический социализм / / Философский энциклопедический Словарь, - 2-е изд. - М: Сов. энциклопедия, 1989. - С. 778-779. История и методология теории социально-культурной деятельности На нравственное развитие личности как цели, а не как средства социального Переустройства общества. Однако при этом сохранилась в целом моралистическая направленность Теории досуговой педагогики всего советского периода. Это, На наш взгляд, является наличием этической доминанты в ядре парадигмы Внешкольного воспитания, а она, в свою очередь, сложилась Под воздействием неокантианских идеалов воспитания. Еще одна характерная черта неокантианства, оставшаяся в структуре Парадигмы социального воздействия - секуляризационная установка В воспитании. Эта установка вполне соотносится с антирелигиозной Ориентацией всей советской педагогики, в том числе и педагогики Клубной. Культурно-просветительная работа всегда была форпостом Партии в деле антирелигиозной пропаганды. Один из основных Принципов политико-просветительной, а затем и культурно- Просветительной работы был связан с атеистическим воспитанием. ТЕМА 19. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ в ТЕОРИИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Осмысление процесса закономерностей становления и Функционирования теории культурно-просветительной, Культурно-досуговой и социально-культурной деятельности в Научной литературе. Отражение проблемы развития теории в соответствующих Разделах учебников по клубоведению, подготовленных отдельными Авторами и авторскими коллективами в 1970-1980- Х годах (ЮА Стрельцов и АВ. Сасыхов; ВА Ковшаров, Н.П. Скрьшнев, АГ. Соломоник; С.Н. Иконникова, В.И. Чепелев и др.). Рассмотрение процесса становления и функционирования Научной теории культурно-прсчшетительной деятельности в Диссертационных исследованиях 1980-1990 годов (В.Е. Триодин «Теоретические основы воспитательной деятельности советских клубов», 1985; ЮА Стрельцова «Развитие Теоретических основ просветительной деятельности советских клубов», 1989). При характеристике состояния и динамики теории культурно- Просветительной деятельности на этапе нам важно показать накопле- Раздел VI. Парадигма педагогического воздействия Ние потенциала альтернативности в педагогической парадигме социального Воздействия, показать что этот этап развития теории не являлся Чем-то застывшим, не подверженным преобразованиям. Кроме серьезного воздействия партийной идеологии, социально- Политических факторов (смена партийно-государственных руководителей И др.), определенное влияние на теорию оказывали все социально- Культурные и научные процессы, разворачивавшиеся в обществе. Так, развитие системных исследований клуба, формирование дискуссионного Поля вокруг официальной концепции клуба - это своеобразный Результат развернувшихся в стране позитивных изменений В философской жизни, возобновления социологических исследований Советского общества, обновления педагогической науки в целом. Начиная с 1960-х годов, со времен хрущевской оттепели, мощным Методологическим фоном для обновления общественных наук, в том Числе и педагогики, явились философские дискуссии, в ходе которых Обсуждался и разрабатывался ряд фундаментальных проблем теории
|