Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Познания и философии науки. В этот период появилась целая плеяда



молодых философов, которые «всерьез отнеслись к идее научного и

гуманистического толкования К. Маркса»235- Э.В. Ильенков,

А.А. Зиновьев, Г.П. Щедровицкий, Г.С. Батищев, М.К. Петров и др. По

словам В.А. Лекторского, «пожалуй, только во второй половине 70-х

Годов, в 80-е годы некоторые из наших известных философов стали

Выходить за пределы марксизма. Я могу сказать определенно, по

Крайней мере, о Г.С. Батищеве (который был до этого одним из самых

Оригинальных интерпретаторов гуманистических идей молодого

Маркса), о М.К. Мамардашвили (который, ... свою концепцию «превращенных

форм» создал в связи с изучением «Капитала». В каких-то

Пунктах за пределы марксизма, безусловно выходит философская антропология

С.Л. Рубинштейна. Думаю, что это же можно сказать и об

антропологии Н.Н.Трубникова»236.

Несмотря на то, что эти дискуссии не имели выхода на широкую

Публику, отечественные философы сумели наладить неплохое профессиональное

Общение и взаимодействие с рядом представителей

наук о человеке: социологами, историками науки, психологами, педагогами.

Приметами этого стали обновленное издание «Вопросов фи-

235 Философия не кончается... Из истории отечественной философии: XX век:

В 2 кн. Изд. 2-е. / Под ред. В.А. Лекторского. - Кн. II. 60-80-е годы. - М.: Российская

Политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999. - С. 3.

Там же.-С. 6-7.

История и методология теории социально-культурной деятельности

лософии», деятельность Московского методологического кружка

(Г.П. Щедровицкий и др.).

Определенная идеологическая раскрепощенность философского

Сообщества 1970-1980-х годов формировала потенциал альтернативности

В специальных гуманитарных науках, в которых еще были сильны

Догматизм, приверженность маркистско-ленинским идеологемам.

Альтернативные официальной советской педагогике пути развития

Теории и практики отечественного образования были обозначены в

Х годах публикациями забытых или запрещенных фило-

Софско-педагогических сочинений отечественных мыслителей, а также

Публикациями зарубежных философов, психологов, педагогов гуманистической

Направленности. В научный оборот вернулись альтернативные

По сути педагогические концепции B.C. Соловьева,

Н.А. Бердяева, П.П. Блонского; педагогические концепции, разработанные

Деятелями русской школы в условиях эмиграции, - В.В. Зень-

Ковский, СИ. Гессен, СО. Серополко и др.237. Были опубликованы и

Заново осмыслены труды русских педагогов антрополого-

Гуманистическое направления (1920-30-е гг.), восстановлен научный

Статус и авторитет социальной педагогики. Огромный интерес педагогическая

Общественность проявляла к новым педагогическим технологиям

(1960-80-е гг.).

В историко-культурном контексте послевоенного этапа развития

Теории культурно-просветительной деятельности, который обстоятельно

Изучен в специальной литературе238, также может быть выделена

Внешняя сторона контекста - организационная, затрагивающая

Внешний срез деятельности научного сообщества, и внутренняя сторона

- затрагивающая содержательный, теоретико-методологический

Уровень функционирования научной теории.

В организационном плане важным для развития отраслевой науки

Явилось формирование системы методических и научно-методических

Учреждений. В этот период были созданы Комитеты по делам культурно-

Просветительных учреждений (1945), специальные государственные

Органы руководства культпросветработой, что означало ин-

237 См.: Современные проблемы истории образования и педагогической науки:

В 3 т. / Рос. акад. образования, Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в

Образовании, Междунар. центр методологии ист.-пед. исслед.; Под ред.

З.И. Равкина. - М.: ИТП и МИО, 1994 Т.З. - 1994. - 223 с.

238 См. например: Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения

России (май 1945-1985 г.г.): теоретико-методологический и исторический

аспекты: Учебное пособие. - М.: МГУК, 1997. - 134 с. t ы

Раздел VI. Парадигма педагогического воздействия

Ституционалыюе выделение отрасли из системы народного образования.

Формируется система специальных учебных заведений для сферы

культуры: были открыты культурно-просветительные школы

(1946), в которых ведущим профилирующим предметом становится

учебный курс «Культурно-просветительная работа»; созданы факультеты

Культпросветработы библиотечных институтов и профсоюзных



Просмотров 575

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!