Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Познания и философии науки. В этот период появилась целая плеяда
молодых философов, которые «всерьез отнеслись к идее научного и гуманистического толкования К. Маркса»235- Э.В. Ильенков, А.А. Зиновьев, Г.П. Щедровицкий, Г.С. Батищев, М.К. Петров и др. По словам В.А. Лекторского, «пожалуй, только во второй половине 70-х Годов, в 80-е годы некоторые из наших известных философов стали Выходить за пределы марксизма. Я могу сказать определенно, по Крайней мере, о Г.С. Батищеве (который был до этого одним из самых Оригинальных интерпретаторов гуманистических идей молодого Маркса), о М.К. Мамардашвили (который, ... свою концепцию «превращенных форм» создал в связи с изучением «Капитала». В каких-то Пунктах за пределы марксизма, безусловно выходит философская антропология С.Л. Рубинштейна. Думаю, что это же можно сказать и об антропологии Н.Н.Трубникова»236. Несмотря на то, что эти дискуссии не имели выхода на широкую Публику, отечественные философы сумели наладить неплохое профессиональное Общение и взаимодействие с рядом представителей наук о человеке: социологами, историками науки, психологами, педагогами. Приметами этого стали обновленное издание «Вопросов фи- 235 Философия не кончается... Из истории отечественной философии: XX век: В 2 кн. Изд. 2-е. / Под ред. В.А. Лекторского. - Кн. II. 60-80-е годы. - М.: Российская Политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999. - С. 3. Там же.-С. 6-7. История и методология теории социально-культурной деятельности лософии», деятельность Московского методологического кружка (Г.П. Щедровицкий и др.). Определенная идеологическая раскрепощенность философского Сообщества 1970-1980-х годов формировала потенциал альтернативности В специальных гуманитарных науках, в которых еще были сильны Догматизм, приверженность маркистско-ленинским идеологемам. Альтернативные официальной советской педагогике пути развития Теории и практики отечественного образования были обозначены в Х годах публикациями забытых или запрещенных фило- Софско-педагогических сочинений отечественных мыслителей, а также Публикациями зарубежных философов, психологов, педагогов гуманистической Направленности. В научный оборот вернулись альтернативные По сути педагогические концепции B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, П.П. Блонского; педагогические концепции, разработанные Деятелями русской школы в условиях эмиграции, - В.В. Зень- Ковский, СИ. Гессен, СО. Серополко и др.237. Были опубликованы и Заново осмыслены труды русских педагогов антрополого- Гуманистическое направления (1920-30-е гг.), восстановлен научный Статус и авторитет социальной педагогики. Огромный интерес педагогическая Общественность проявляла к новым педагогическим технологиям (1960-80-е гг.). В историко-культурном контексте послевоенного этапа развития Теории культурно-просветительной деятельности, который обстоятельно Изучен в специальной литературе238, также может быть выделена Внешняя сторона контекста - организационная, затрагивающая Внешний срез деятельности научного сообщества, и внутренняя сторона - затрагивающая содержательный, теоретико-методологический Уровень функционирования научной теории. В организационном плане важным для развития отраслевой науки Явилось формирование системы методических и научно-методических Учреждений. В этот период были созданы Комитеты по делам культурно- Просветительных учреждений (1945), специальные государственные Органы руководства культпросветработой, что означало ин- 237 См.: Современные проблемы истории образования и педагогической науки: В 3 т. / Рос. акад. образования, Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в Образовании, Междунар. центр методологии ист.-пед. исслед.; Под ред. З.И. Равкина. - М.: ИТП и МИО, 1994 Т.З. - 1994. - 223 с. 238 См. например: Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 г.г.): теоретико-методологический и исторический аспекты: Учебное пособие. - М.: МГУК, 1997. - 134 с. t ы Раздел VI. Парадигма педагогического воздействия Ституционалыюе выделение отрасли из системы народного образования. Формируется система специальных учебных заведений для сферы культуры: были открыты культурно-просветительные школы (1946), в которых ведущим профилирующим предметом становится учебный курс «Культурно-просветительная работа»; созданы факультеты Культпросветработы библиотечных институтов и профсоюзных
|