Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Теоретического самоопределения самих исследователей



Первая из указанных тенденций - ориентация на ценности либерализма,

Ориентирующая процесс познания в социально-культурной

Сфере в соотнесении с представлениями, идеями, целями и мотивами

Практически действующих социальных индивидов - проявляет себя с

Полной очевидностью в философско-методологическом обосновании

275 См.: Ионин Л.Г. Феноменологическая социология / / Современная западная

социология: Словарь. - М: Политиздат, 1990. - С. 367-368.

Раздел VII. Парадигма социальной активности

Новейших социокультурных исследований276. Речь идет о современной

Парадигме либерализма, которая строится на идеях одной из старейших

Философских традиций западноевропейской мысли.

Следовательно, обоснование логики современного социокультурного

Исследования (т.е. методология в широком значении) тесно связано

С интеллектуальной и нравственной установкой на такую организацию

общественной жизни, которая построена «на признании политических

И экономических прав индивида в пределах, ограниченных

Действием законов, понимаемых как обобщение естественных потребностей

нормальных цивилизованных людей»277. Либерализм - это

Представление о самодостаточности личности и ее приверженности

Свободе, являющейся ценностью самой по себе. Но специфику либерализма,

Как показывают многочисленные исследования, составляет

не сам по себе "дух свободы", а разработка соответствующих институционально-

Правовых, социально-экономических и социально-

Культурных условий его обеспечения.

В мировоззренческим смысле либерализму соответствуют свобода

От групповых, классовых, националистических и т.д. предрассудков,

Терпимость, гуманизм, индивидуализм, демократизм, подчеркивание

Самоценности личности.

Думается, что в исследовании философско-методологических реалий социокультурного

процесса нельзя путать такие понятия, как «ориентация на

ценности либерализма» и «практическая реализация ценностей либерализма

». Первое из этих понятий выражает тенденцию социальных исследований,

Что собственно трудно отрицать в контексте развития отечественного общест-

Вознания. Второе - предполагает наличие уже воплощенных ценностей либерального

Порядка, общественного устройства. Этот момент, безусловно, спорный.

Более того, он несет серьезную оценочную доминанту негативного свойства,

Что затрудняет восприятие либеральных идей как особой мировоззренческой

Позиции социального познания, ибо при анализе практической реализации

Либеральных программ в качестве примера в первую очередь вспоминается

Крайне неудачная попытка ельцинского радикал-либерального переустройства

Российского общества. Нет смысла детально анализировать провал

Радикал-либеральной программы российских реформ, так как это не вполне

Отвечает задачам нашего исследования, хотя, нужно отметить, что мы дистанцируемся

от "вульгарно-прикладного", "утилитарного", "политически ангажированного"

Характера так называемых либеральных программ, отстаивая позитивный

Эвристический потенциал либерализма как методологической программы

Социального познания.

277 Либерализм / / Политология: Энциклопедический словарь / Общ ред и

сост.: Ю.И. Аверьянов. - М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993 - С. 154.

История и методология теории социально-культурной деятельности

Истоки либерализма коренятся в политико-социологических учениях

Эпохи Просвещения (учение об общественном договоре, догосу-

дарственном, «естественном» состоянии человека, о «врожденных»

Человеческих правах), подытоженных в политической философии

Локка, с одной стороны, в этике и правовой философии Канта - с другой.

Подчеркнем, - либерализм усвоил кантонскую идею нравственно

Свободной личности, независимой от насилия со стороны других людей

И в то же время несущей бремя моральной ответственности. Поэтому

Свобода индивида и его социальная ответственность неразрывны.

Либерализм несовместим с идеями консерватизма, подчеркивавшего

важность надындивидуальных ценностей «общинного» существования

и первичность традиционно сложившихся «органически выросших

» жизненных форм, а в экономическом отношении — с идеями

Социализма, предполагавшего необходимость централизации хозяйственной



Просмотров 443

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!