Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
История и методология теории социально-культурной деятельности. Современная наука вступила в «постнеклассический» этап развития
Современная наука вступила в «постнеклассический» этап развития Своей рациональности285. Он характеризуется соотнесенностью Знания не только со средствами познания, но и с ценностно-целевыми Структурами деятельности. Ибо реформирование науки и прогноз ее Развития неразрывно связаны с общими изменениями в обществе, с Утверждением новой системы ценностей, в основе которых лежат не Национальные или региональные, групповые или классовые интересы, А сам человек, его культура, образованность, гуманистическое миропонимание. «Все очевиднее вывод о том, — подчеркивает Ю.Н. Афанасьев, — Что XXI век либо станет веком единого человечества, либо вызовет Катастрофу, не сопоставимую ни с чем, знакомым человечеству ранее »286. Основные черты развития научного познания в рамках современной Парадигмы отличаются, как минимум, возросшей вариативностью И терпимостью к точкам зрения, отличным от принципиального диа- Лектико-материалистического анализа. Вот почему, на наш взгляд, Смысл исходного принципа - принципа объективности - оказывается достаточно проблематичным. Это "концентрированное выражение Важнейшего философского вывода о существовании объективной реальности независимо от сознания", вытекающее из ключевой формулы К. Маркса о том, что бытие определяет сознание, может быть признано Лишь одной из возможных точек зрения. Поэтому имеется потребность Уточнения, пожалуй, не самого принципа объективности, а Его содержания. Ведь очевидно, что объективной реальностью является И само сознание, психическая жизнь человека, его духовность. Объяснение именно этого принципа иллюстрирует наше убеждение В том, что исходная парадигмальная установка исследователя определяет Выбор им той или иной методологии. Научное сообщество Выбирает методологию как наиболее удобный и результатообразую- Щий свод правил научного поиска. При этом очевидно, что в современных Условиях глубина и смысл методологического принципа объективности Существенно расширяется в многообразном парадигмаль- Ном контексте. Этот контекст чрезвычайно вариативен, он открывает - 283 См.: Степин B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации / / Вопросы философии. - 1989. - № 10.; и др. 286 Афанасьев Ю.Н. Модель гуманитарного знания современной России // Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. - Вып. 2. - СПб., 1994. - С. 6. Раздел VII. Парадигма социальной активности Ся нам в широком поле современных философских концепций, во Всем спектре подходов и позиций. Уже не секрет, что в XX веке произошел глобальный перелом эпох, Смена времен, произошла эпохальная смена парадигм, т.е. не только смена метода или теории, но и изменение «всей системы убеждений, Ценностей и образа поведения, признаваемой членами определенного сообщества» (Т. Кун). Так, к примеру, в основаниях математики - фундаменте и идеале Для других типов знания - обнаруживаются внутренние противоречия (теория множеств), в физике под угрозой оказывается центральный Закон сохранения энергии (открытие радиоактивных лучей и самопроизвольного Их испускания, открытие фотона и т.п.), прежние Социологические и исторические закономерности обнаруживают свою Несостоятельность в объяснении событий, по некоторым оценкам современная Культура меняет рациональные ориентиры своего развития На иррациональные. Идея относительности способствовала развенчанию Притязаний ученых на обладание абсолютной истиной. Однако Признание относительности научного познания и зависимости его результатов от конкретно исторических условий в своем крайнем варианте Привело к идее абсолютной релятивности наших знаний как Главного результата освобождения процесса познания. Согласно идее Релятивизма познания, мы не столько овладеваем знанием о мире, сколько меняем одни заблуждения на другие - «более прогрессивные ». В отечественной философской литературе феномен «воздействия» Ценностей свободы на процесс научного исследования, а - шире - познания, Продуктивно рассматривали В.А. Лекторский, В.Н. Порус, В.И. Купцов, Б.Г. Юдин и др. Идея свободы в фундаменте философии (в том числе и в гносеологии) - ведущий мотив столь различных философов, как
|