Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



История и методология теории социально-культурной деятельности. Современная наука вступила в «постнеклассический» этап развития



Современная наука вступила в «постнеклассический» этап развития

Своей рациональности285. Он характеризуется соотнесенностью

Знания не только со средствами познания, но и с ценностно-целевыми

Структурами деятельности. Ибо реформирование науки и прогноз ее

Развития неразрывно связаны с общими изменениями в обществе, с

Утверждением новой системы ценностей, в основе которых лежат не

Национальные или региональные, групповые или классовые интересы,

А сам человек, его культура, образованность, гуманистическое миропонимание.

«Все очевиднее вывод о том, — подчеркивает Ю.Н. Афанасьев, —

Что XXI век либо станет веком единого человечества, либо вызовет

Катастрофу, не сопоставимую ни с чем, знакомым человечеству ранее

»286.

Основные черты развития научного познания в рамках современной

Парадигмы отличаются, как минимум, возросшей вариативностью

И терпимостью к точкам зрения, отличным от принципиального диа-

Лектико-материалистического анализа. Вот почему, на наш взгляд,

Смысл исходного принципа - принципа объективности - оказывается

достаточно проблематичным. Это "концентрированное выражение

Важнейшего философского вывода о существовании объективной реальности

независимо от сознания", вытекающее из ключевой формулы

К. Маркса о том, что бытие определяет сознание, может быть признано

Лишь одной из возможных точек зрения. Поэтому имеется потребность

Уточнения, пожалуй, не самого принципа объективности, а

Его содержания. Ведь очевидно, что объективной реальностью является

И само сознание, психическая жизнь человека, его духовность.

Объяснение именно этого принципа иллюстрирует наше убеждение

В том, что исходная парадигмальная установка исследователя определяет

Выбор им той или иной методологии. Научное сообщество

Выбирает методологию как наиболее удобный и результатообразую-

Щий свод правил научного поиска. При этом очевидно, что в современных

Условиях глубина и смысл методологического принципа объективности

Существенно расширяется в многообразном парадигмаль-

Ном контексте. Этот контекст чрезвычайно вариативен, он открывает -

283 См.: Степин B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации

/ / Вопросы философии. - 1989. - № 10.; и др.

286 Афанасьев Ю.Н. Модель гуманитарного знания современной России //

Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня.

- Вып. 2. - СПб., 1994. - С. 6.

Раздел VII. Парадигма социальной активности

Ся нам в широком поле современных философских концепций, во

Всем спектре подходов и позиций.

Уже не секрет, что в XX веке произошел глобальный перелом эпох,

Смена времен, произошла эпохальная смена парадигм, т.е. не только

смена метода или теории, но и изменение «всей системы убеждений,

Ценностей и образа поведения, признаваемой членами определенного

сообщества» (Т. Кун).

Так, к примеру, в основаниях математики - фундаменте и идеале

Для других типов знания - обнаруживаются внутренние противоречия

(теория множеств), в физике под угрозой оказывается центральный

Закон сохранения энергии (открытие радиоактивных лучей и самопроизвольного

Их испускания, открытие фотона и т.п.), прежние

Социологические и исторические закономерности обнаруживают свою

Несостоятельность в объяснении событий, по некоторым оценкам современная

Культура меняет рациональные ориентиры своего развития

На иррациональные. Идея относительности способствовала развенчанию

Притязаний ученых на обладание абсолютной истиной. Однако

Признание относительности научного познания и зависимости его результатов

от конкретно исторических условий в своем крайнем варианте

Привело к идее абсолютной релятивности наших знаний как

Главного результата освобождения процесса познания. Согласно идее

Релятивизма познания, мы не столько овладеваем знанием о мире,

сколько меняем одни заблуждения на другие - «более прогрессивные

».

В отечественной философской литературе феномен «воздействия»

Ценностей свободы на процесс научного исследования, а - шире - познания,

Продуктивно рассматривали В.А. Лекторский, В.Н. Порус,

В.И. Купцов, Б.Г. Юдин и др.

Идея свободы в фундаменте философии (в том числе и в гносеологии)

- ведущий мотив столь различных философов, как



Просмотров 436

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!