Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Смысл проблемы коллективных форм познания, логически и



хронологически предшествующих индивидуальному «вхождению» в

мыслительные структуры научного знания («парадигмы», идеалы и

нормы рациональности, «стили мышления» и т.п.).

Традиционные эпистемологические конфликты между «объективизмом

» и «релятивизмом», «конструктивизмом» («инструментализмом

») и «реализмом», «рационализмом» и «иррационализмом» могут

Быть интерпретированы как проблемы, разрешаемые в духе принципа

Дополнительности. Особое значение в этой связи имеет установление

продуктивного диалога между различными «мыслительными коллективами

», причисленными к различным философским традициям.

Рубеж XX-XXI веков указывает на то, что сегодня складывается

Новый идеал развития науки, новый идеал рациональности, согласно

которому «она не только включает в себя все новые и новые связи, но

И по необходимости коррелирует свою стратегию с человеком, миром

Человеческих чувств и отношений, с его культурой, экологией, моралью,

творчеством»292. Указанная корреляция имеет принципиальное

Значение, поскольку она предполагает упорядочивание, гармонизацию

Всего спектра отношений между человеком, природой, культурой.

Там же. - С. 98.

292 Пуляев В.Т. Наука в поступательном развитии общества: российские реалии

и проблемы //Социально-гуманитарные знания. - М., 1999. - № 2. — С.

43-44.

История и методология теории социально-культурной деятельности

Другими словами, исследователи методологии современных социокультурных

Теорий вынуждены размещать основополагающий

Принцип научного познания - принцип объективности - в континуум

«абсолютная объективность - абсолютная релевантность» научного

Знания, избегая при этом крайних позиций, в которых снимается сама

Потребность научного познания. В этом континууме сосуществуют

Несколько динамических тенденций, которые весьма полно обозначают

Спектр ценностных ориентиров, относительно которых исследователи

Социокультурных процессов выстраивают логику научного поиска.

Система ценностей - это всегда особый вызов культуры внешним

Обстоятельствам. Может ли этот вызов быть объективным в том научно-

Познавательном смысле, который заложен в формуле К. Маркса о

первопричинности материальных условий бытия? Нет. Здесь правомерно

Допущение о возможности существования иных ценностей, чем

Те, которые реализовались в бытии или положены в цели его развития.

Следовательно, объективность в большей степени должна учитывать

То, что объективно существует знание, которое нельзя обосновать для

Всех в равной степени. И в этом смысле объективность знания тесно

Смыкается с его относительностью.

В контексте ценностей либерализма важнейшей динамической тенденцией

Видоизменения методологического принципа объективности

Научного познания социальной реальности можно признать ориентацию

На относительность знания, допускающую возможность поиска

Различающихся ответов на, казалось бы, однозначно решаемые, вызовы-

вопросы.

Принцип объективности знания, который реализуется в координатах

Системы ценностей либерализма, позволяет признавать реальными

Феноменами идеи социальной справедливости, гражданского общества,

Гуманизации человеческих отношений и т.д. При этом мы

Придерживаемся такого представления о либерализме (от лат.

Liberalis— касающийся свободы, присущий свободному человеку), в

котором он понимается предельно широко - как «образ мышления и

Деятельности, умонастроение, для которого характерна независимость

По отношению к традициям, привычкам, догмам, стремление и способность

к активному самоопределению в мире»293.

293 См: Ионин Л.Г. Либерализм / / Современная западная социология: Словарь.

- М.. Политиздат, 1990. - С. 158-159.

Раздел VII. Парадигма социальной активности

В современных социально-культурных исследованиях произошло

Некоторое видоизменение еще одного методологического принципа -

Принципа познаваемости.

Принцип познаваемости - важный компонент методологии, ибо он

Утверждает саму возможность познания мира и формирования знания.

В этом контексте изменяется не ориентация исследователей на

Познание социальных и культурных закономерностей, которые представляются

Принципиально познаваемыми, доступными научной

Рефлексии. Изменяется ожидание исследователей относительно результатов



Просмотров 523

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!