Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Такого познания. Сегодня кажутся нереальными запросы к
специальной науке о культуре «выявить твердые, научнообоснован- Ные закономерности функционирования культуры во всей сложности и многообразии ее проявлений», а ведь до 1990-х годов именно в этих Терминах формулировались научные задачи науки о культуре, педагогике Культурно-просветительной деятельности и т.д. Процесс культурного развития оказывается плюралистическим; он Не только необратим, но и непредсказуем. В мире невозможно получить Полное знание всех его составных частей, ибо в нем имеется множество вариантов возможного будущего. Именно с этим обстоятельством связана правота оценки того, что «формируется парадигмаль- ный, альтернативный характер развития науки»294. Методологический принцип детерминизма представляет собой Концентрированное выражение философского вывода о всеобщей связи, Зависимости и обусловленности явлений природы, общества и Мышления. На смену классической науке вместе с созданием теории относительности, Квантовой механики, термодинамики, теории лазерных Излучений приходит неклассическое естествознание с принципом индетерминизма. Теперь движение понимается как самодвижение, где Нет той постепенности, которая характерна для механического перемещения. Коренное преобразование научной картины мира на основе достижений Термодинамики неравновесных процессов и концепции самоорганизации Вносит существенные новые моменты в основания научного Поиска и оказывает воздействие на всю современную культуру. 294 Пуляев В.Т. Наука в поступательном развитии общества: российские реалии и проблемы //Социалыю-гуманитарнвде знания. - М., 1999. - Ms 2. - С. 43-44. История и методология теории социально-культурной деятельности. Ключевым моментом является «признание неустойчивости и нестабильности В качестве фундаментальных характеристик мироздания »295. Как отмечает И. Пригожий, «идея нестабильности... потеснила детерминизм »: «универсум раскрывается как нечто многовариантное» и «раскрывает перед человечеством возможность выбора»296. Между тем Ф. Хайек в последней своей книге «Пагубная самонадеянность: Ошибки социализма» (1988) убедительно показал, что Марксистская экономическая теория еще и сегодня пытается объяснять Сложные высокоорганизованные порядки взаимодействия по Аналогии с механическими феноменами, при помощи однонаправленных Причинно-следственных связей, вместо того чтобы видеть в них Результат тех процессов самоорганизации, через которые и лежит путь К объяснению феноменов высших уровней сложности297. Так, в системном-синергетическом ракурсе универсум культуры предстает как совокупность нелинейных процессов, как «блуждание Систем по полю путей развития, исключающее однозначное и точное Линейное прогнозирование событий и явлений, мир и его фрагменты, Осваиваемые человеком, понимаются как сложные развивающиеся Системы, в которые включен и человек . Такие неравновесные сложноорганизованные системы могут быть любой природы: социальные, природные, когнитивные и др. Их специфика Определяется тем, что для них, как правило, существует несколько Альтернативных путей развития, они не являются пассивными, инертными материалом, а обладают собственной «свободой», собственными Потенциальными возможностями. Выбор пути развития Системы нельзя навязывать, но можно повлиять на механизмы самоорганизации, «уколоть среду в нужных местах и тем самым направить ее движение»299. 295 Интервью с СП. Курдюмовым / / Вопросы философии. - М., 1991. - X» 6. - С.56. 296 Пригожин И. Философия нестабильности / / Вопросы философии. - М, С. 47-52. 297 См.: Хайек Ф. Пагубная самонадеянность: Ошибки социализма. - М., 1992. - 304 с. 298 Князева Е.Н., Курдюмов СП. Синергетика как новое мировидение: Диалог с И. Пригожиньш / / Вопросы философии. - 1992. - № 12. - С. 3-20. 299 Интервью с СП. Курдюмовым / / Вопросы философии. - М., 1991. - № 6. - С.56. Раздел VII. Парадигма социальной активности Характеризуя современную ситуацию в культуре как гетерогенную И изменчивую, французский философ-постструктуралист Ж. Деррида Утверждает, что в ней нарушается основополагающий принцип европейского культурного сознания, доставшийся в «наследство» от нововременной эпохи, - принцип «центрации», определяющий привилегированность Одних сторон культурных текстов над другими300.
|