Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Такого познания. Сегодня кажутся нереальными запросы к



специальной науке о культуре «выявить твердые, научнообоснован-

Ные закономерности функционирования культуры во всей сложности

и многообразии ее проявлений», а ведь до 1990-х годов именно в этих

Терминах формулировались научные задачи науки о культуре, педагогике

Культурно-просветительной деятельности и т.д.

Процесс культурного развития оказывается плюралистическим; он

Не только необратим, но и непредсказуем. В мире невозможно получить

Полное знание всех его составных частей, ибо в нем имеется множество

вариантов возможного будущего. Именно с этим обстоятельством

связана правота оценки того, что «формируется парадигмаль-

ный, альтернативный характер развития науки»294.

Методологический принцип детерминизма представляет собой

Концентрированное выражение философского вывода о всеобщей связи,

Зависимости и обусловленности явлений природы, общества и

Мышления.

На смену классической науке вместе с созданием теории относительности,

Квантовой механики, термодинамики, теории лазерных

Излучений приходит неклассическое естествознание с принципом индетерминизма.

Теперь движение понимается как самодвижение, где

Нет той постепенности, которая характерна для механического перемещения.

Коренное преобразование научной картины мира на основе достижений

Термодинамики неравновесных процессов и концепции самоорганизации

Вносит существенные новые моменты в основания научного

Поиска и оказывает воздействие на всю современную культуру.

294 Пуляев В.Т. Наука в поступательном развитии общества: российские реалии

и проблемы //Социалыю-гуманитарнвде знания. - М., 1999. - Ms 2. - С.

43-44.

История и методология теории социально-культурной деятельности.

Ключевым моментом является «признание неустойчивости и нестабильности

В качестве фундаментальных характеристик мироздания

»295.

Как отмечает И. Пригожий, «идея нестабильности... потеснила детерминизм

»: «универсум раскрывается как нечто многовариантное» и

«раскрывает перед человечеством возможность выбора»296.

Между тем Ф. Хайек в последней своей книге «Пагубная самонадеянность:

Ошибки социализма» (1988) убедительно показал, что

Марксистская экономическая теория еще и сегодня пытается объяснять

Сложные высокоорганизованные порядки взаимодействия по

Аналогии с механическими феноменами, при помощи однонаправленных

Причинно-следственных связей, вместо того чтобы видеть в них

Результат тех процессов самоорганизации, через которые и лежит путь

К объяснению феноменов высших уровней сложности297.

Так, в системном-синергетическом ракурсе универсум культуры

предстает как совокупность нелинейных процессов, как «блуждание

Систем по полю путей развития, исключающее однозначное и точное

Линейное прогнозирование событий и явлений, мир и его фрагменты,

Осваиваемые человеком, понимаются как сложные развивающиеся

Системы, в которые включен и человек .

Такие неравновесные сложноорганизованные системы могут быть

любой природы: социальные, природные, когнитивные и др. Их специфика

Определяется тем, что для них, как правило, существует несколько

Альтернативных путей развития, они не являются пассивными,

инертными материалом, а обладают собственной «свободой», собственными

Потенциальными возможностями. Выбор пути развития

Системы нельзя навязывать, но можно повлиять на механизмы самоорганизации,

«уколоть среду в нужных местах и тем самым направить

ее движение»299.

295 Интервью с СП. Курдюмовым / / Вопросы философии. - М., 1991. - X» 6. -

С.56.

296 Пригожин И. Философия нестабильности / / Вопросы философии. - М,

С. 47-52.

297 См.: Хайек Ф. Пагубная самонадеянность: Ошибки социализма. - М., 1992.

- 304 с.

298 Князева Е.Н., Курдюмов СП. Синергетика как новое мировидение: Диалог

с И. Пригожиньш / / Вопросы философии. - 1992. - № 12. - С. 3-20.

299 Интервью с СП. Курдюмовым / / Вопросы философии. - М., 1991. - № 6. -

С.56.

Раздел VII. Парадигма социальной активности

Характеризуя современную ситуацию в культуре как гетерогенную

И изменчивую, французский философ-постструктуралист Ж. Деррида

Утверждает, что в ней нарушается основополагающий принцип европейского

культурного сознания, доставшийся в «наследство» от нововременной

эпохи, - принцип «центрации», определяющий привилегированность

Одних сторон культурных текстов над другими300.



Просмотров 469

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!