Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Раздел VII. Парадигма социальной активности
нальной триаде клуба, которое сконцентрировано в правиле трех "О" - объединение, обособление, общение. Таким образом, основной логический ряд, реализованный в докторской диссертации В.В. Туева, таков: от анализа феноменов социальности К анализу способа соотнесения социальной активности и Личностной самодостаточности. Именно эта логическая последовательность В целом позволяет определить данное исследование как феноменологическое, Не по названию, а по существу реализованного в Нем методологического подхода, а также конституирует клуб как один Из значимых социально-культурных механизмов формирования гражданского Общества. В структуре методологии современной теории социально- Культурной деятельности складывается особый синергетический контекст Современной социального воспитания. Синергетика возникла как теория кооперативных явлений в задачах Лазерной тематики, но постепенно приобретала все более общий Статус теории, описывающей незамкнутые, нелинейные, неустойчивые, Иерархические системы. Исследователи отмечают, что в некоторых научных областях (например, В естествознании) существует оппозиция такому достаточно Широкому и всеобъемлющему толкованию синергетики. Отмечается Стремление отдельных ученых говорить о нелинейной динамике или Теории диссипативных систем, теории открытых систем, теории динамического Хаоса и т.д., что, по их мнению, дает более узкое осмысление Синергетической проблематики. Применительно к гуманитарной проблематике синергетика может Быть понята как наука о становящемся бытии, о самом становлении, Его механизмах и их представлении. Интерпретация синергетики с позиций анализа социально- Культурной деятельности может проявить особый ее контекст - анимационный По определению. Ибо в нем существует вертикаль духовно- Душевного, человекообразующего содержания, которая придает Всей нашей деятельности реальную личностную, а в конечном итоге и Социальную ценность. Такая методологическая позиция реализована в Работах Ю.А. Стрельцова, посвященных проблеме социокоммуника- Тивного взаимодейтсвия субъектов социально-культурного воспита- Ния . 322 См.: Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой синергетики. - М.: МГУКИ, 1999. - 200 с. История и методология теории социально-культурной деятельности Наша наука прошла период накопления фактов - об этом свидетельствует Весь опыт социально-культурной работы - и лишь приблизилась К этапу, на котором начинают формироваться черты новой парадигмы. Более того, если следовать логике Томаса Куна, то теории Нашей деятельности еще предстоит пережить некий революционный Взрыв, который приведет вовсе не к смене способов, методов, технологий - это уже имеет место в практике, а к появлению некой новой Объяснительной модели, в которой разрозненные и несвязанные факты Получат адекватную смысловую и содержательную интерпретацию. Выводы, вытекающие из вышесказанного, безусловно, являются Дискуссионными - они лишь намечают линии дальнейшего анализа Генезиса теории социально-культурной деятельности. Однако думается, Что парадигмальный контекст инноваций в социально-культурной Сфере нуждается в изучении именно с позиции цикличности развития Научного знания. Этот методологический ракурс позволяет сосредоточить внимание Не на анализе готовых структур научного знания, а на раскрытии механизма Развития теории социально-культурной деятельности, т.е., по Существу, на изучении движения научного знания. ТЕМА 23. НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ КАК ИСТОЧНИК ОБНОВЛЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Дискуссии о предмете науки - необходимый компонент Становления и генезиса научной дисциплины. Методологические Дискуссии, научные споры как признаки нормального Функционирования научного сообщества. Дискуссия 1920-х годов по проблемам организации и идейно- Политического содержания внешкольной, а затем и политико- Просветительной работы. Дискуссия 1970-х годов об институциональной И не институциональной сущности советского Клуба. Дискуссия 1990-х годов о названии, специфике Предмета социально-культурной деятельности. Дискуссионный потенциал современных научных исследований
|