Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
С одной стороны, в работах Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Кра-
сильникова (например, в учебном пособии «Основы социально- культурной деятельности» - М.- Изд-во МГУК, 1995), а с другой стороны, - в работах А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова (например, в учебнике «Культурно-досуговая деятельность» - М.: МГУК, 1998). Дискуссия велась по нескольким ключевым позициям: • во-первых, обсуждалась точность названия «социально- культурная деятельность» и возможности описания им Традиционных для культурно-просветительной деятельности Феноменов и организационных структур; • во-вторых, производилось сравнение названий «социально- культурная деятельность» и «Культурно-досуговая дея- Раздел VII. Парадигма социальной активности тельность» по критерию широты в описании и объяснении Педагогических процессов в сфере досуга; • в-третьих, дискутировался вопрос об историко-культурной Преемственности практики социально-культурного воспитания в России, отстаивался приоритет концепции «культурно- досуговой деятельности» как преемницы «культурно- просветительной работы». Сторонники «узкой» трактовки социально-культурной деятельности Подчеркивали прежде всего то, что Культурно-досуговая деятельность - это «целенаправленный процесс создания условий для мотивированного Выбора личностью предметной деятельности, или как Перцептивно-коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями И интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству И распространению духовных и материальных ценностей досуга ». И далее - «В данном контексте социально-культурная деятельность Является более узким понятием по объему, поскольку должна быть направлена на «трудные» категории граждан (наркоманов, токсикоманов, Алкоголиков, проституток, бомжей и т.д.), у которых нет Потребностей и мотивов в культурной деятельности и нет досуга (как Свободного времени - пространства для развития личности и подготовки к рабочему дню).. »324. На наш взгляд, данная трактовка не имеет отношения к понятию Социально-культурная деятельность, ибо сфокусирована лишь на узко Понятой социальной направленности культурно-досуговой деятельности. Здесь происходит подмена систем, относительно которых и применительно К которым рассматриваются феномены социальной дезадаптации. В качестве базовой системы выбрана «Культурно-досуговая деятельность». Однако сама она погружена в более широкое системное Образование - социальное, поэтому узкое направление культурно- Досуговой деятельности может рассматриваться как выход и соприкосновение Ее с системой более высокого социально-культурного уровня. Да и, по признанию самих авторов «узкого» подхода, Культурно- досуговая деятельность «представляет собой социально- Педагогическую систему, связанную с другими сферами человеческой деятельности»325. Вместе с тем сторонники данной позиции вполне Обоснованно поставили вопрос об историко-культурной преемственности Понятий, вынесенных в название научной специальности. 324 Жарков А.Д Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. - М.: МГУК, 1998 - С. 9 Там же. - С. 5. История и методология теории социально-культурной деятельности Сторонники «широкого» подхода к трактовке понятия «социально- культурная деятельность» сосредоточены на выявлении эвристического потенциала понятий «социальное», «социальная активность». Однако, на наш взгляд, не вполне удачно авторы данного теоретико- Методологического подхода сформулировали определение социально- Культурной деятельности, которая 4ПО существу может рассматриваться Как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей»326. Исходя Из этого определения и Культурно-досуговая деятельность, и все другие Виды социопедагогической деятельности также могут быть определены как одна из «подсистем общей системы социализации личности ». Ускользнувшая из этого определения культурная составляющая И акцент на особом педагогическом пространстве - сфере досуга, свободного Времени - с достаточной очевидностью восстанавливается из Контекста цитируемой книги. Поэтому мы солидаризируемся со сторонниками Такого подхода, ибо он позволяет рассматривать социально-
|