Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



С одной стороны, в работах Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Кра-



сильникова (например, в учебном пособии «Основы социально-

культурной деятельности» - М.- Изд-во МГУК, 1995), а с другой стороны,

- в работах А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова (например, в учебнике

«Культурно-досуговая деятельность» - М.: МГУК, 1998).

Дискуссия велась по нескольким ключевым позициям:

• во-первых, обсуждалась точность названия «социально-

культурная деятельность» и возможности описания им

Традиционных для культурно-просветительной деятельности

Феноменов и организационных структур;

• во-вторых, производилось сравнение названий «социально-

культурная деятельность» и «Культурно-досуговая дея-

Раздел VII. Парадигма социальной активности

тельность» по критерию широты в описании и объяснении

Педагогических процессов в сфере досуга;

• в-третьих, дискутировался вопрос об историко-культурной

Преемственности практики социально-культурного воспитания

в России, отстаивался приоритет концепции «культурно-

досуговой деятельности» как преемницы «культурно-

просветительной работы».

Сторонники «узкой» трактовки социально-культурной деятельности

Подчеркивали прежде всего то, что Культурно-досуговая деятельность

- это «целенаправленный процесс создания условий для мотивированного

Выбора личностью предметной деятельности, или как

Перцептивно-коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями

И интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству

И распространению духовных и материальных ценностей досуга

». И далее - «В данном контексте социально-культурная деятельность

Является более узким понятием по объему, поскольку должна

быть направлена на «трудные» категории граждан (наркоманов, токсикоманов,

Алкоголиков, проституток, бомжей и т.д.), у которых нет

Потребностей и мотивов в культурной деятельности и нет досуга (как

Свободного времени - пространства для развития личности и подготовки

к рабочему дню).. »324.

На наш взгляд, данная трактовка не имеет отношения к понятию

Социально-культурная деятельность, ибо сфокусирована лишь на узко

Понятой социальной направленности культурно-досуговой деятельности.

Здесь происходит подмена систем, относительно которых и применительно

К которым рассматриваются феномены социальной дезадаптации.

В качестве базовой системы выбрана «Культурно-досуговая

деятельность». Однако сама она погружена в более широкое системное

Образование - социальное, поэтому узкое направление культурно-

Досуговой деятельности может рассматриваться как выход и соприкосновение

Ее с системой более высокого социально-культурного

уровня. Да и, по признанию самих авторов «узкого» подхода, Культурно-

досуговая деятельность «представляет собой социально-

Педагогическую систему, связанную с другими сферами человеческой

деятельности»325. Вместе с тем сторонники данной позиции вполне

Обоснованно поставили вопрос об историко-культурной преемственности

Понятий, вынесенных в название научной специальности.

324 Жарков А.Д Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие

для студентов вузов культуры и искусств. - М.: МГУК, 1998 - С. 9

Там же. - С. 5.

История и методология теории социально-культурной деятельности

Сторонники «широкого» подхода к трактовке понятия «социально-

культурная деятельность» сосредоточены на выявлении эвристического

потенциала понятий «социальное», «социальная активность».

Однако, на наш взгляд, не вполне удачно авторы данного теоретико-

Методологического подхода сформулировали определение социально-

Культурной деятельности, которая 4ПО существу может рассматриваться

Как самостоятельная подсистема общей системы социализации

личности, социального воспитания и образования людей»326. Исходя

Из этого определения и Культурно-досуговая деятельность, и все другие

Виды социопедагогической деятельности также могут быть определены

как одна из «подсистем общей системы социализации личности

». Ускользнувшая из этого определения культурная составляющая

И акцент на особом педагогическом пространстве - сфере досуга, свободного

Времени - с достаточной очевидностью восстанавливается из

Контекста цитируемой книги. Поэтому мы солидаризируемся со сторонниками

Такого подхода, ибо он позволяет рассматривать социально-



Просмотров 784

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!