Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Стрельцов Ю.А. Свободное время и развитие социокультурной деятельности
/ / Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2003. - № 1. - С. 89-102. Соколов А.В. Социально-культурная деятельность как учебный предмет и объект теории / / Вестник Московского государственного университета культуры И искусств. - 2005. - № 2 История и методология теории социально-культурной деятельности. (Франция, 1954). Согласно ему социально-культурная деятельность - это «сознательная, преднамеренная, организованная, даже планируемая Аккультурация, оптимальная адаптация к культуре всех слоев населения ». Это определение по своей научной основе явно тяготеет к Социологии, что не случайно, т.к. в середине прошлого века социология Была одной из наиболее влиятельных наук, оказавших воздействие На весь корпус гуманитарного знания, особенно в зарубежных социально- Философских исследованиях. В ходе современного анализа существа и специфики социально- Культурной деятельности определение Ж.Р Дюмазедье неоднократно Цитировалось и комментировалась. Однако в чистом виде, без изменений Никто из российских исследователей не рискнул применить его к Современным реалиям социально-культурной работы. Логику социального подхода оригинально развил в своих работах Профессор А.В Соколов, рассмотревший феномен социально- Культурной деятельности в социально-информационном аспекте331 и Исходя из понимания его как профессиональной и непрофессиональной Деятельности различных социальных субъектов по созданию, распространению, Хранению и освоению культурных ценностей естественного И искусственного происхождения. В концепции А.В. Соколова культурная деятельность подразделяется в зависимости от субъекта на два вида: • индивидуально-культурная, осуществляемая единичным Субъектом (личностью); • социально культурная, осуществляемая социальным Субъектом (множеством людей). Профессор А.В. Соколов дал определение социально-культурной Деятельности как культурной деятельности социальных субъектов по А) созданию культурных ценностей (творчеству); б) развитию способностей Индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) Коммуникации, т.е. распространению, сохранению и общественному Использованию всех видов культурных ценностей При этом индивидуально-культурная деятельность (ИКД) определена им как «культурная деятельность индивидуального субъекта по: А) созданию культурных ценностей (самореализация личности); б) Саморазвитию личного духовного и физического потенциала (индивидуализация Личности); в) освоению знаний, умений и норм куль- 331 Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. - СПб: СПбГУП, 2003. - 204 с. Раздел VII. Парадигма социальной активности Турного использования природных ценностей, памятников культуры и духовных культурных ценностей (социализация личности)»332. Таким образом, мы имеем дело с ясно и вполне логично сформулированной Концепцией, в которой феномен (явление) социально- культурной деятельности интерпретируется как «духовная деятельность Социальных субъектов, осуществляемая в социальном пространстве. Поэтому СКД - понятие социологическое»333 и центральное место В ней занимают социальные институты, социальные группы и социальные Отношения Социологический подход, в рамках которого А.В. Соколов развернул Свою концепцию, позволил ему разработать оригинальную структуру Социально-культурной системы, в которую входят следующие функционально-специализированные подсистемы: Подсистема профессионального духовного производства, состоящая Из духовно-производственных социальных институтов, таких как литература, журналистика, искусство, религия, философия, наука, Техника. В современном обществе эти институты представлены сетью Учреждений, располагающих квалифицированными и аттестованными (дипломированными) специалистами, имеющими статус творческих Работников. Впрочем, творческие работники, особенно литераторы, Артисты, художники, совсем не обязательно должны быть служащими какого-либо учреждения, не случайно они именуются людьми «свободных профессий». Профессиональное творчество всегда ярко индивидуально Но творческие работники трудятся не только ради самореализации,
|