Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Освоения, сохранения и распространения ценностей культуры
В первую очередь к ним относятся: гуманистическая направленность, Творческие начала, удовлетворение и последовательное возвышение Духовных интересов и потребностей людей. Важно подчеркнуть, что культурологический подход оказывается Решающим не только в определении социально-культурной деятельности, Но и в выявлении ее основных функций, т.е. категорий, выражающих Проявление свойств и предназначенности социально- Культурной деятельности к определенным конструктивным действиям, Реализующим культуросозидающие возможности общества и стимулирующим Культурно-творческое развитие личности. К ним М.А. Ариарский относит следующие функции: - адаптивно-нормативная функция - хоминизация личности: освоение Формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической Культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, Адаптация к социуму и его культуре, приобретение способности К самоконтролю и саморегуляции поведения; - образовательно-развивающая функция - освоение ценностей Культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности (см. понятия: социализация, инкульту- Рация, индивидуализация); - преобразовательно-созидательная функция - вовлечение личности В процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, Технического, социального творчества; - эколого-охранительная функция - формирование экологической Культуры, сохранение культурного наследия, природной и культурной Среды; 337 См.: Ариарский М.А. Прикладная культурология. - 2-е изд., испр. и доп. - СПБ.: Изд-во «ЭГО», 2001. -288 с. История и методология теории социально-культурной деятельности. - информационно-просветительная функция - накопление, хранение И распространение информации, культурно-просветительная деятельность, Формирование интеллектуальных и иных качеств, необходимых Члену информационного общества XXI века; - интегративно-коммуникативная функция - диалог культур, взаимовлияние Локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных И региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного Восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных Отношений; - рекреативно-игровая функция - формирование празднично- Обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно- Развлекательного досуга и психологической разрядки. Позиция М.А. Ариарского достаточно широко известна и поддерживается Учеными не только в России, но и за рубежом. Так, если М.А. Ариарский достаточно мягко и последовательно разъясняет свою Позицию, то его последователи четко и конкретно указывают на то, что «современная социально-культурная деятельность является частью Культурологического знания, развиваясь, она имеет собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы» (с чем без сомнения можно спорить!). При характеристике социально-культурной деятельности как общественного Явления В.М. Рябушев указал на несколько ее особенностей, Определяющих существенные взаимосвязи с другими явлениями социальной действительности: • первая особенность состоит в том, что по своему назначению Социально-культурная деятельность выполняет основную Социальную функцию - подготовку человека к Участию в трудовой и общественной деятельности в целом. Назначение социально-культурной деятельности в Самом широком смысле в том, что она выполняет прогрессивную Функцию всестороннего развития личности. Содержание, Формы и методы социально-культурной деятельности Как явления исторического, социально детерминированного В демократическом обществе приобретают Ярко выраженный характер; • вторая характерная особенность социально-культурной Деятельности как общественного явления заключается в Том, что по своему содержанию она должна дать знания, Привить навыки и умения, накопленные человечеством в Различных областях жизнедеятельности; Раздел VII. Парадигма социальной активности • третья характерная особенность социально-культурной Деятельности как социального феномена состоит в том, Какими путями формируются установки, качества личности Для полноценной жизнедеятельности338.
|