Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Антропология (от греч. anthropos - человек, logos - учение, наука
(греч.) - буквально «наука о человеке». Хорошо известно, что воспитание предполагает проникновение в Природу человека, постижение его сущности. Оно обязано исходить из Истины человеческой природы в ее реальном историческом бытии. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то 344 Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: МГУКИ, 2003. - С. 23. Раздел VII. Парадигма социальной активности она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», - это положение Константина Дмитриевича Ушинского было и остается аксиомой Для всей реалистической отечественной науки о воспитании. Культурно-антропологический подход дает ключ к решению еще Одной проблемы современной теории социально-культурной деятельности. Речь идет о ее «соседстве» с другими гуманитарными науками, Изучающими культуру и человека. Не раз обращалось внимание на то, Что теория социально-культурной деятельности, принимая без критической Проработки результаты культурологических, социологических, психологических и других исследований, рискует «раствориться» в Предметном поле этих наук. В теории социально-культурной деятельности имеется неплохой «задел» для продолжения и развития антропологических исследований. В этом смысле особенно ценными являются работы педагогов- Внешкольников конца XIX - начала XX века (В.И. Чарнолуский, Н.Н. Иорданский, В.А. Зеленко, А.П. Пинкевич, Я.Я. Гуревич, В.А. Герд, А.В. Луначарский, Е.Н. Медынский, СО. Серополко и др.). Линия антропологического исследования педагогики культуры была Возобновлена в СССР лишь конце 1960-х годов. В начале 1970-х годов в ВСГИКе молодыми авторами, выпускниками Московского государственного библиотечного института, была Создана книга, в которой впервые в отечественной научной теории Культурно-просветительной деятельности была развернуто представлена Как особая воспитательная система. Учебное пособие со скромным названием «Основы клубоведения» А.В. Сасыхова и Ю.А. Стрельцова - это яркий и убедительный пример культурно- Антропологического подхода к досуговому воспитанию. Скорее всего, Именно поэтому эта книга свежо и современно воспринимается и новыми Поколениями специалистов социально-культурной деятельности. Линия культурологического анализа, которая в некоторой степени «тяготеет» к антропологической проблематике, прослеживается в фундаментальных трудах М.А. Ариарского «Прикладная культурология » (2002) и А.В. Соколова «Феномен социально-культурной деятельности » (2003). Однако, несмотря на то огромное значение, которое Указанные исследования сыграли для дальнейшего развития нашей теории, сегодня уже недостаточно только «приближаться» к антропологическому Контексту - актуальной становится задача реализации Антропологического подхода применительно к задачам современной Теории социально-культурной деятельности. История и методология теории социально-культурной деятельности Попытка продуктивного объединения педагогического и культурологического Подходов (что, по сути, может быть рассмотрено как культурно- Антропологическая конструкция) была предпринята профессором В.В. Туевым. В.В. Туев много и плодотворно изучал историю клубного феномена, Теоретические аспекты педагогики социально-культурной сферы. Он был известен в среде теоретиков социально-культурной деятельности Как специалист, обладающий блестящей эрудицией и чутко Ощущающий социокультурный контекст, в котором развивается наша Теория. Сегодня нам остро не хватает его участия в научном диалоге, Поэтому вспоминая свою полемику с Виктором Владимировичем, отмечу Что его позиция была весьма продуманна и аргументированна, а Потому давала прекрасный материал для размышлений. Наиболее ярко это проявилось в статье «Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию)»345, в которой автором были определены цели, субъекты и содержание этой деятельности, А также выделены ее специфические черты. Но самым ценным, на Наш взгляд, в этой статье является то, что автор не ограничился обзором существующих трактовок понятия «социально-культурная деятельность », а предложил собственную версию определения. Интересно То, что автор сознательно вводит читателей в свою творческую лабораторию,
|