Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Антропология (от греч. anthropos - человек, logos - учение, наука



(греч.) - буквально «наука о человеке».

Хорошо известно, что воспитание предполагает проникновение в

Природу человека, постижение его сущности. Оно обязано исходить из

Истины человеческой природы в ее реальном историческом бытии.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то

344 Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.:

МГУКИ, 2003. - С. 23.

Раздел VII. Парадигма социальной активности

она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», - это положение

Константина Дмитриевича Ушинского было и остается аксиомой

Для всей реалистической отечественной науки о воспитании.

Культурно-антропологический подход дает ключ к решению еще

Одной проблемы современной теории социально-культурной деятельности.

Речь идет о ее «соседстве» с другими гуманитарными науками,

Изучающими культуру и человека. Не раз обращалось внимание на то,

Что теория социально-культурной деятельности, принимая без критической

Проработки результаты культурологических, социологических,

психологических и других исследований, рискует «раствориться» в

Предметном поле этих наук.

В теории социально-культурной деятельности имеется неплохой

«задел» для продолжения и развития антропологических исследований.

В этом смысле особенно ценными являются работы педагогов-

Внешкольников конца XIX - начала XX века (В.И. Чарнолуский,

Н.Н. Иорданский, В.А. Зеленко, А.П. Пинкевич, Я.Я. Гуревич,

В.А. Герд, А.В. Луначарский, Е.Н. Медынский, СО. Серополко и др.).

Линия антропологического исследования педагогики культуры была

Возобновлена в СССР лишь конце 1960-х годов.

В начале 1970-х годов в ВСГИКе молодыми авторами, выпускниками

Московского государственного библиотечного института, была

Создана книга, в которой впервые в отечественной научной теории

Культурно-просветительной деятельности была развернуто представлена

Как особая воспитательная система. Учебное пособие со скромным

названием «Основы клубоведения» А.В. Сасыхова и

Ю.А. Стрельцова - это яркий и убедительный пример культурно-

Антропологического подхода к досуговому воспитанию. Скорее всего,

Именно поэтому эта книга свежо и современно воспринимается и новыми

Поколениями специалистов социально-культурной деятельности.

Линия культурологического анализа, которая в некоторой степени

«тяготеет» к антропологической проблематике, прослеживается в

фундаментальных трудах М.А. Ариарского «Прикладная культурология

» (2002) и А.В. Соколова «Феномен социально-культурной деятельности

» (2003). Однако, несмотря на то огромное значение, которое

Указанные исследования сыграли для дальнейшего развития нашей

теории, сегодня уже недостаточно только «приближаться» к антропологическому

Контексту - актуальной становится задача реализации

Антропологического подхода применительно к задачам современной

Теории социально-культурной деятельности.

История и методология теории социально-культурной деятельности

Попытка продуктивного объединения педагогического и культурологического

Подходов (что, по сути, может быть рассмотрено как культурно-

Антропологическая конструкция) была предпринята профессором

В.В. Туевым.

В.В. Туев много и плодотворно изучал историю клубного феномена,

Теоретические аспекты педагогики социально-культурной сферы.

Он был известен в среде теоретиков социально-культурной деятельности

Как специалист, обладающий блестящей эрудицией и чутко

Ощущающий социокультурный контекст, в котором развивается наша

Теория. Сегодня нам остро не хватает его участия в научном диалоге,

Поэтому вспоминая свою полемику с Виктором Владимировичем, отмечу

Что его позиция была весьма продуманна и аргументированна, а

Потому давала прекрасный материал для размышлений.

Наиболее ярко это проявилось в статье «Социально-культурная

деятельность как понятие (включение в дискуссию)»345, в которой автором

были определены цели, субъекты и содержание этой деятельности,

А также выделены ее специфические черты. Но самым ценным, на

Наш взгляд, в этой статье является то, что автор не ограничился обзором

существующих трактовок понятия «социально-культурная деятельность

», а предложил собственную версию определения. Интересно

То, что автор сознательно вводит читателей в свою творческую лабораторию,



Просмотров 578

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!