Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
И мы становимся соучастниками процесса выработки авторского
варианта понятия. Автор последовательно излагает свое видение, критически его осмысляет и ведет читателей от одного варианта, Который по каким-либо причинам его не устраивает, к другому, Более полному и развернутому. В теории социально-культурной деятельности Это был, пожалуй, первый случай столь откровенной демонстрации Процесса генерации понятия, Дальнейшая разработка понятия позволила В.В. Туеву сделать следующий вывод: «Социально-культурная деятельность - это управляемый Обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре»346. В других работах В.В. Туева была подробно изложена история поиска «наиболее адекватного современным Реалиям определения понятия СКД, конструирования формулировок, Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) / / Ученые записки МГУКИ. - М.: МГУКИ, 2001. - Вып. 23. - С. 25-39. 346 Туев В.В. Социально-культурная деятельность: понятие и предметное поле / / Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Сб. ст. - Кемерово: КемГАКИ, 2002. - С. 32. Раздел VII. Парадигма социальной активности Логического обоснования и критического анализа полученных дефиниций и составления новых, более совершенных версий»347. Итоговое определение, предложенное В.В. Туевым: «Социально- Культурная деятельность - это управляемый обществом и его социальными Институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения самого человека в этот процесс»348. Последняя часть этого определения была подчеркнута В.В. Туевым Как новая составляющая видовой специфики социально-культурной Деятельности, указывающая на субъектную роль человека в процессе Его приобщения к культуре, организуемом и управляемом обществом И его социальными институтами. Действительно, в этом определении имеются основные родовые Приметы социально-культурной деятельности. Мы солидарны с В.В. Туевым в признании того, что сама эта деятельность осуществляется целенаправленно, что ее содержание определяется культурой и человек становится субъектом собственного «приобщения к культуре ». Но при более глубоком анализе это определение исподволь дает методологическую «трещину», например, при попытке вписать эту Деятельность в более широкий контекст, соотнести его с другими системами, А также при анализе характера той самой культуры, к которой Человек должен быть приобщен. Именно это обстоятельство требует, На наш взгляд, особого дискуссионного обсуждения. Социально-культурная деятельность, будучи, по В.В. Туеву, процессом Приобщения к культуре, оказывается безразмерной, предельно Широкой, а, следовательно, лишенной специфики. Ведь приобщение к Культуре - это процесс повсеместный, и, к счастью, он управляется Обществом постоянно. Ибо сама культура - это мощный инструмент Управления процессом аккультурации (или, если хотите, социализации, А в конечном счете, становления личности), приобщения к собственным Ценностям. Сутью этого процесса становится формирование Культурой самой себя через постоянное воспроизведение своего образа В человеке как субъекте социального процесса. Этот процесс затрагивает Все сферы бытия, которые находятся в пределах досягаемо- Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) / / Ученые записки МГУКИ - М/ МГУКИ, 2001. - Вып. 23. - С. 25-39. Туев В.В. Социально-культурная деятельность как предмет вузовской науки / / Ориентиры культурной политики: Журнал МК РФ. - Вып. 4. - М.: ГИВЦ МК РФ, 2002. - С 36-51. История и методология теории социально-культурной деятельности Сти человека и культурация которых, т.е. превращение в культурные предметы и действия, отвечает его человеческим потребностям: так, Объектами аккультурации становятся природа, общество и сам человек, Поскольку он является и творцом культуры, и ее творением. Таким образом, логика подсказывает, что, во-первых, не существует не управляемый обществом процесс приобщения к культуре: он Может быть прямым - через деятельность специализированных агентов Социализации - и опосредованным - через самодетерминированную Деятельность социализирующейся личности; и что, во-вторых, не Существует общество без социальных институтов. На этом основании
|