Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Ности. Так, например, именно культурная обработка социальных отношений
Позволила выработать систему общественного договора, который Выступает как отказ граждан от посягательств на свободу, собственность И жизнь друг друга. И трудно было бы предположить, что какая-либо воспитательная Деятельность окажет серьезное воздействие на структуру общества, Модернизирует ее устройство - это непосильная задача для специалистов Социокультурной сферы. Но вполне возможно изменить характер, Качество социальности, привнести в ее действенные формы новые Значения и смыслы. И иных более эффективных форм качественной Обработки социальности, чем педагогические формы в культуре, не Выработано. Даже широко известная прикладная культурология, претендующая На особую роль инновационной науки и практики, в момент «выхода» к реальным людям и социальным общностям реализует, В сущности, потенциал педагогических технологий. Сегодня все отчетливее формируется философский взгляд на Культуру, не сводящий культуру к какой-то частной форме деятельности Человека. Этот подход делает закономерным рассмотрение культуры Как производного от многосторонней и целостной деятельности Человека и в силу своей целостности включающей в себя все многообразие Результатов человеческой деятельности (ценности, в том числе Религиозные, символы, игру и мн. другое). Формами превращения Природных явлений в культурные предметы при этом становятся научные Модели, теории, технические конструкты и мифологические, а Затем художественные образы природы. Среди многочисленных формы Превращения натуры человека в культуру (аккультурация и социализация) Ведущее место занимает педагогическая деятельность, Направленная на воспитание, образование и научение человека и его Физическое развитие, и игровая деятельность. Так, к примеру, М.С. Каган, обосновывая целостный подход к философскому Анализу культуры, справедливо отмечает, что при всей Очевидности таких процессов, как превращение природных явлений в Культурные предметы и превращение натуры человека в культуру, Пока остается практически неразработанной и научно не отрефлекси- рованной проблема соотношения культуры и социальности. Он пишет: «Широкое хождение получило бинарное понятие «социокультурный ». Все это свидетельствует о назревшей потребности наук, изучающих Общество, включить культуру в сферу своих теоретических Интересов, и вряд ли можно сомневаться в том, что теория культуры Должна пойти им навстречу, сделав предметами специального рас- Раздел VII. Парадигма социальной активности Смотрения не только все конкретные социокультурные образования, Но и саму возможность и необходимость скрещения культуры и общества »350. Здесь мы прервем цитату, поскольку М.С. Каган вплотную подходит К интересующей нас проблеме и, более того, излагает аргументы, Которые еще раз убеждают нас в возможности и необходимости оп- Редметить социально-культурную деятельность как самостоятельную Область общественной практики через понятие социального взаимодействия. Вчитаемся внимательно в рассуждения М.С. Кагана: «Человеческое Общество как стихийно складывающаяся система связей между Совместно живущими и действующими людьми нуждается в конкретной Организации этих связей и взаимоотношений по той простой причине, Что в отличие от тех биологических связей, которые образуют Стадо животных, стаю птиц, рой насекомых, связи людей в обществе Не заданы им генетически, не кодируются и не транслируются генами И потому должны организовываться людьми на основе их знаний, Умений и ценностей. Они становятся культурными связями и взаимоотношениями - культурными не в меньшей степени, чем научная формула, Машина, религиозный обряд, спортивная игра... А это значит, что Взаимоотношения культуры и общества являются частным случаем онтологической связи формы и содержания: культура опредмечивает И тем самым формирует, оформляет, организует, структурирует общественные отношения, которые являются содержанием этих созидаемых культурой институтов, организаций, учреждений»351. Итак, по М.С. Кагану, культура - форма, социальное взаимодействие - содержание. Но философ не указывает на механизм, обеспечивающий
|