Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Отличается более четкой методологической ориентацией, расширени-
352 Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с. _Раздел VII. Парадигма социальной активности Ем и достойным обоснованием понятийного аппарата теории. Преодолевая Ту методологическую неопределенность, которая ощущалась в Середине 1990-х годов, когда не было ясно, к какой из наук в большей Мере тяготеет теория социально-культурной деятельности, авторы учебника подчеркнули, что социально-культурная деятельность «является По своей природе педагогической и по своей сущности инте- гративной учебной дисциплиной»353. Действительно, именно от педагогики И на базе педагогики может быть осуществлена интеграция научной Теории социально-культурной деятельности с культурологией, Социологией, психологией, теорией экономики, управления и другими Многочисленными научными дисциплинами. Ю.Д. Красильников, написавший теоретические главы учебника, четко и аргументированно раскрыл понятие «социально-культурная деятельность» как «исторически обусловленный, педагогически направленный И социально востребованный процесс преобразования Культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества»354. Методологически важно, на наш взгляд, что в это ключевое определение входят три важнейших компонента: культура (культурные ценности) Как содержательная основа социально-культурной деятельности; Субъект (личность и социальная группа) социально-культурной деятельности; Педагогический процесс социально-культурной деятельности. Это триединство составляет основу направляемого обществом Процесса социализации личности как адепта и субъекта культуры. Говоря о функциях социально-культурной деятельности, ученый Указывает на серьезные изменения в их содержании и структуре, приводит В тексте несколько типологий функций по различным основаниям. В качестве главного основания для классификации назван «раз- вивающии характер самой социально-культурной деятельности» . Ранее в учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности » (М., 1995) развивающую функцию Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников называли в ряду других постоянных функций Социально-культурной деятельности. Скорректированное отношение К развивающему компоненту социально-культурной деятельности Является, на наш взгляд, более продуктивным и соответствующим современному уровню развития педагогической науки: «Каждая из Функций социально-культурной деятельности проникнута социально Там же. - С. 10. Там же. - С. 49. Там же. - С. 97. История и методология теории социально-культурной деятельности защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование Социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию Личности, обеспечение непрерывного образования и духовного Обогащения, развитие творческих способностей личности, создание Максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей»356. Теперь среди основных функций выделены Коммуникативная, информационно-просветительная, культуротвор- Ческая, рекреативно-оздоровительная. Конечно этот перечень может Быть продолжен. Поэтому Ю.Д. Красильников не абсолютизирует Свою точку зрения, специально оговаривает возможность дальнейшего Обсуждения и этой достаточно серьезной и важной проблемы теории Социально-культурной деятельности. В целом учебник отличается высоким уровнем реализации диалектической Взаимосвязи истории и современных тенденций развития Социально-культурной деятельности; сущности социально- Культурной политики, ее цели, направленности и взаимосвязи с современной Практикой. Раскрыт и обоснован современный социальный И культурный статус, профессиональная этика специалиста социально- Культурной деятельности. Методологическая установка, в полной мере раскрытая в работах Ю.Д. Красильникова, все отчетливее определяет движение теории и Инновационное развитие практики социально-культурной деятельности, Позволяет рассматривать социокультурное воспитательное воздействие В широком социальном контексте, разрабатывать инновационные
|