Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Развитие медицины и медицинского образования в России в XІX



После реформ 1802-1803 гг. в России активизировалось строительство крупных больниц, стали создаваться специализированные лечебные учреждения. Создавались они, главным образом, на благотворительные средства. Так, в 1802 г. на средства князя Д. М. Голицина в Москве была открыта Голицинская больница, а в 1810 г. на средства графа н. П. Шереметева был построен Странноприимный дом, который ежегодно госпитализировал до 900 человек. (На его территории ныне располагался НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифософского.) Позднее Голицинская больница была объединена с Первой Градской больницей – первой, построенной в Москве на городские средства (ныне Первая городская клиническая больница им. Н. И. Пирогова).

На средства города была построена и Ново-Екатеринская больница. В ее стенах впервые в России были организованы госпитальные клиники – терапевтическая и хирургическая. На территории Старо-Екатеринской больницы, в разрушающихся от ветхости бараках выдающийся врач-филантроп Федор Петрович Гааз (1780-1853 гг.) организовал на свои средства первую арестантскую (тюремную) больницу. Слова «Спешите делать добро» были девизом всей его жизни.

Среди специализированных больниц особое место принадлежало детским лечебным учреждениям, что было обусловлено высокой детской смертностью в России. В целом, в середине XІX в. Москва располагала лечебными учреждениями на 4 тыс. коек, что позволяло оказывать медицинскую помощь почти 50 тыс. больных в год.

К началу XІX в. в России было два центра медицинской науки и формирования научных медицинских школ – медицинский факультет Московского университета и Петербургская Медико-хирургическая академия. В Московском университете активно разрабатывались вопросы общей патологии, терапии и физиологии. Медико-хирургическая академия занимала ведущее место в развитии анатомии, топографической анатомии и хирургии.

Развитие российской экономики в первой половине XІXв. Обусловило значительный рост числа высших учебных заведений. К 1860-м гг. в России было уже восемь университетов, в составе которых открывались и медицинские факультеты: в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове, Киеве.

Согласно Университетскому уставу 1804 г., университеты пользовались правом автономии (выборность ректора, деканов, профессоров и т. п.). Некоторые университеты были проводниками передовых демократических идей, и правительство вело активную борьбу против свободолюбивых настроений в высших учебных заведениях страны.

 

Крупнейшим терапевтом России первой половины XІX в. был выпускник Московского университета (1800г.), а впоследствии его профессор патологии и терапии (1809) и декан медицинского факультета Матвей Яковлевич Мудров(1776-1831 гг.). Он явился основоположником клинического преподавания и клинической медицины в России. Его система клинического обследования и индивидуального подхода к больным («лечить не болезнь, а больного») принесла ему славу выдающегося терапевта первой половины XІX в. Основные ее положения сформулированы в «Слове о способе учить и учиться Медицине Практической, или деятельному Врачебному Искусству при постелях больных»: «Я скажу Вам кратко и ясно: врачевание состоит в лечении самого больного. Вот Вам вся тайна моего искусства, каково оно ни есть! Вот весь плод двадцатипятилетних трудов моих при постелях больных! ... должно лечить самого больного, его состав, его органы, его силы».

Вторая половина XІX в. стала поистине «золотым веком» в истории медицинского факультета Московского университета. В его стенах учились, работали, создавали научные школы профессора А. И. Бабухин, Г. Н. Габричесвский, Г. А. Захарьин, Д. Н. Зернов, А. Я. Кожевников, С. С. Корсаков, А. А. Остроумов, И. М. Сеченов, Н. В. Склифософский, В. Ф. Снегирев, Н. Ф. Филатов, Ф. Ф. Эристмани многие другие, составившие славу российской медицинской науки. Выпускниками факультета были Н. И. Пирогов (1828г.), С. П. Боткин (1855г.), А. П. чехов (1884г.).

 

Вторая половина XІX в. стала временем расцвета российских научных медицинских школ. В области терапии особое место занимали две научные клинические школы: школа С. П. Боткина, положившая начало экспериментальному направлению в отечественной клинической медицине, школа Г. А. Захарьина, олицетворявшая искусство клинической практики.

Григорий Антонович Захарьин (1829-1897 гг.) – основатель крупной клинической школы. Окончив медицинский факультет Московского университета (1852), он стал ординатором факультетской клиники у профессора А. И. Овера. Стажировался в Германии, Австрии и Франции. По возвращении стал профессором Московского университета (с 1862г.). Захарьин разработал оригинальный метод анамнеза – расспроса больного. Описал зоны расстройства чувствительности при заболеваниях внутренних органов, которые получили название «зоны Захарьина-Геда». Его «Клинические лекции» стали классическими и неоднократно издавались в России и за рубежом. Захарьин имел славу «лучшего врача». Его пациентами были Александр ІІІ т Л. Н. Толстой.

Сергей Петрович Боткин (1832-1889 гг.) создал крупнейшую в России научную терапевтическую школу и положил начало функциональному клинико-экспериментальному направлению в отечественной медицине. Соединив экспериментальную физиологию с клинической медициной, С. П. Боткин развивал клинико-экспериментальное направление. Он создал первую в России лабораторию экспериментальной медицины, которую в течение 10 лет (с 1878г.) возглавлял И. П. Павлов.

Он впервые выявил инфекционную природу так называемой катаральной желтухи (болезнь Боткина, 1866г.). Ему принадлежат приоритетные идеи в области физиологии и патологии сердца и сосудов, кроветворения (активная роль периферических сосудов в кровообращении; два выявленных им симптома митрального стеноза).

Его старший сын – Сергей Сергеевич Боткин (1859-1910 гг.) – профессор ВМА и почетный лейб-медик, стал одним из основоположников отечественной клиники инфекционных болезней.

Младший сын – Евгений Сергеевич Боткин(1865-1918 гг.0 – последний лейб-медик российского императорского двора. Верный своему врачебному долгу, он был расстрелян большевиками вместе с императорской семьей в Екатеринбурге в 1918 г.

Василий Парменович Образцов1851-1920 гг.) – выпускник МХА (1875), профессор (с 1902 г.) Киевского университета св. Владимира, основатель киевской научной терапевтической школы, один из основоположников гематологии и кардиологии в России. В 1886 г. он разработал метод глубокой скользящей топографической пальпации органов брюшной полости, получивший мировое признание. Ее высокая точность была подтверждена после введения метода рентгенодиагностики с применением контрастных веществ (1905 г.). В. П. Образцов предложил также оригинальный метод непосредственной перкуссии органов грудной и брюшной полостей одним пальцем (19120 г.), что позволило более точно определять границы органов. В 1909 г. В. П. Образцов предложил критерии прижизненной диагностики тромбоза коронарных артерий (1909 г.), что открыло перспективы для клинический, а затем и клинико-электрокордиологической разработки учения об инфаркте миокарда.

Женское медицинское образование в Российской империи начало развиваться в 1860-х гг. Под влиянием революционной ситуации 1859-1861 гг. и отмены крепостного права в России (1861 г.) борьба за высшее женское медицинское образование стала составной частью борьбы за социальное равноправие женщин. Горячие сторонники женского образования профессора В. Л. Груббер, И. М. Сеченов, С. П. Боткин и другие не только допускали женщин к слушанию своих лекций, но и привлекали их к практическим занятиям и научной работе, хотя в дальнейшем это не давало им юридического права лечить больных.

В начале 1860-х гг. вопрос о высшем образовании широко обсуждался в шести университетах России. Четыре из них высказывались за допущение женщин к высшему образованию. Несмотря на это, новый Университетский устав, утвержденный в 1863г., запретил женщинам даже переступать порог высших учебных заведений. Однако стремление российских женщин к высшему образованию было столь велико, что наиболее решительные из них стали уезжать для получения образования за границу и в первую очередь в Цюрих (Швейцария), бывший тогда, по словам Веры Фигнер, «умственным революционным центром, которого не хотел миновать ни один русский интеллигент, попавший за границу».

Первой русской женщиной, принятой в зарубежный университет, была Надежда Прокофьевна Сулова (1843-1918 гг.). В 1864 г. она поступила на медицинский факультет Цюрихского университета, через три года его закончила и в том же 1867 г. успешно защитила диссертацию на степень доктора медицины, хирургии и акушерства. «Это первая русская женщина с докторским дипломом, но полученным, к сожалению, в заграничном университете», - отмечал тогда журнал «Медицинский вестник».

Первой женщиной, которая, несмотря на все препятствия, окончила высшее медицинское заведение в России (1868г.) и защитила у себя на родине диссертацию на степень доктора медицины (1876г.), была Варвара Александровна Кашеварова-Руднева (1842-1899 гг.).

 

К началу XX столетия подготовка медицинских кадров в России велась на медицинских факультетах девяти университетов, в Военно-медицинской академии и Психоневрологическом институте в Петербурге, на Высших женских курсах в Москве, Киеве и Одессе и в Женских медицинских институтах в Петербурге и Харькове.

Крымская война.

Дочь матрос черноморского флота, которая известна в истории под именем Даша Севастопольская; она была одной из первых русских женщин, помогавших ухаживать за ранеными на поле боя. К началу войны ей исполнилось 15 лет; она осталась круглой сиротой, и когда союзные войска высадились в Евпатории, Дарья отправилась вслед за русскими войсками.

Помимо местных женщин, в Крыму была еще одна группа женщин – сердобольные вдовы – обитательницы Петербургского и Московского Вдовьих домов, находившихся под покровительством Императрицы Александры Федоровны.

Первый отряд сестер Крестовоздвиженской общины прибыл в Крым вслед за Н. И. Пироговым 1 декабря 1854 г., а 6 декабря Н. И. Пирогов уже писал жене в Петербург: «Дней 5 тому назад приехала сюда Крестовоздвиженская Община Елены Павловны, числом до 30-и, и принялись ревностно за дело; если оне так будут заниматься, как теперь, то принесут, нет сомнения, много пользы. Оне день и ночь попеременно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают и при операциях, раздают больным чай и вино и наблюдают за служителями и за смотрителями и даже врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную доль страданий и бедствий».

В Севастополе Н. И. Пирогов сразу же разделили сестер милосердия на несколько групп. Первая занималась сортировкой раненых по роду и степени болезни, принимала от них деньги и вещи. Сестры второй группы принимали раненых от первой группы, переносили их в смежную залу перевязочного пункта для немедленной операции и не только перевязывали больных, но и помогали врачам во время операций и при обработке ран. Третья группа сестер занималась уходом за ранеными, которых должны были оперировать на следующий день. Четвертая группа состояла из сестер и одного священника, занимавшихся безнадежно больными и умирающими, доставляя им последний уход и предсмертные утешения. Были сестры-аптекарши, которые готовили, хранили, распределяли и раздавали лекарства, и сестры-хозяйки, которые следили за чистотой и сменой белья, содержанием больных и хозяйственными службами, раздавали провизию. Позднее появился особый, транспортный отряд сестер, которые сопровождали раненых при дальних перевозках.

Особенно высоко Н. И. Пирогов ценил Екатерину Михайловну Бакунину – «идеальный тип сестры милосердия», которая наравне с хирургами работала в операционной и последней покидала госпиталь при эвакуации раненых, находясь а посту и днем и ночью, а 27 августа 1855 г. она была последней сестрой, ушедшей из Севастополя через понтонный мост на Северную сторону.

 

Всего на театре военных действий под руководством Н. И. Пирогова было более 160 сестер милосердия, 17 из них умерли при исполнении своих обязанностей, верные своему долгу. Они страдали от тифозной горячки, некоторые из них были ранены или контужены. Но все они, «перенося безропотно все труды и опасности и бескорыстно жертвуя собою для достижения предпринятой цели, … служили на пользу раненых и больных.

В то же время в глубоком тылу союзных войск противника (на территории Турции) начала свою благородную деятельность британская сестра милосердия Флоренс Найтингейл. Покинув Лондон в конце 1854 г., она вместе с 38 сестрами милосердия прибыла в турецкий город Скутари 4 ноября 1854 г. для оказания помощи раненым и больным воинам, которых доставляли из Крыма морем на английских судах. «Леди с лампой» - так называли ее солдаты, такой помнят ее и сегодня в современной Великобритании.

Прекрасно, что почти в одно и тоже время женщины разных противоборствующих стран были едины в своем благородном стремлении помочь раненым и больным воинам в тылу и на театре военных действий. Именно в этой войне были заложены идеи будущего красно- крестного движения, вдохновившее впоследствии Анри Дюнана после битвы при Сольферино (1859г.). Участник Крымской кампании известный российский хирург Христиан фон Гюббенет писал: «Сюда, на перевязочный пункт, следует пригласить виновников войны, чтобы сердца их наполнились мирным духом согласия».

От сестер милосердия Крестовоздвиженской общины ведет свою историю Российское общество Красного Креста, которое было создано в Петербурге в 1867г. В наши дни Российский Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца играет важную роль в развитии отечественного здравоохранения и деятельности Международного Красного Креста.

Земская медицина.

До 1864г. медицинская помощь сельскому населению России практически не оказывалось. Больницы были в основном в Губернских и уездных городах. Уровень медицинской помощи в этих больницах был чрезвычайно низким.

«Положение о земских учреждениях» (1864г.) не включало в число обязательных повинностей земства «попечении о народном здравии». Однако опасность возникновения эпидемий и высокая смертность трудоспособного населения побуждали земскую администрацию проявлять заботу о медико-санитарном обслуживании сельского населения. Уездные земства стали приглашать врачей, и очень скоро забота о народном здравии вышла в бюджетах земств на первое место, составляя до 40% всех расходов.

Так возникла земская медицина– особая форма медико-санитарного обеспечения сельского населения России в 1864-1917 гг.

«Наиболее крупной и общепризнанной заслугой земства является создание начальной народной школы и народной земской медицины. Но, если в деле народного образования земство могло идти путями, уже давно пройденными нашими западными соседями, … том, что оно сумело создать совершенно новую оригинальную по всей своей постановке и строю систему общественного обслуживания населения медицинской помощью… Интерес, с которым отнеслись на Западе к русской земской медицине, лучше всего свидетельствовал об оригинальности и внутренней ценности этой системы врачебно-санитарного обслуживания населения», писал в 1913г. Захарий Григорьевич Френкель – санитарный врач, гигиенист, впоследствии академик АМН СССР(1945г.).

организации всего врачебно-санитарного дела в земстве стала участковая медицина. Уезды были разделены на врачебные участки. Радиус земского составлял от 10 до 40 и более верст. В каждом из них устраивалась небольшая лечебница (в среднем на 10-20 коек). В 1905г. наиболее типичным для земской России был участок с радиусом 16-17 верст; на одного врача тогда приходилось около 25 тыс. человек.

Вначале система медицинской помощи в земствах была разъездной. С середины 1870-х гг. земства стали постепенно переходить на более эффективную – стационарную систему организации врачебной помощи населению.

С 1879г. Московское земство стало строить образцовые участковые больницы, служившие примером для всей земской медицины России.

Медицина в России.

В 1964г. первый в мааре врач-космонавт Борис Борисович Егоров (1937-1994гг.) проводил медицинские и биологические исследования на космической орбите.

Одним из основоположников кардиологии в СССР был академик АМН Александр Леонидович Мясников (1899-1965гг.)

Первую в нашей стране успешную пересадку почки (от живого донора) выполнил в 1965г.академик Борис Васильевич Петровский (1908-1004г.).

С 1966г. в нашей стране интенсивно проводились исследования по проблеме «Искусственное сердце». В 1975г. Валерий Иванович Шумаков впервые успешно имплантировал искусственное сердце «Поиск-1» теленку в условиях искусственного кровообращения. Межгосударственное советско-американское сотрудничество по этой проблеме способствовало успешной разработке имплантируемых систем искусственного сердца.

Интенсивное развитие специализированной медицинской помощи в нашей стране в середине 1960-х гг. потребовало серьезной перестройки высшего медицинского образования – от подготовки врачей общего профиля к подготовке специалистов по отдельным отраслям медицины.

В 1975г. был открыт Всесоюзный кардиологический научный центр (ВКНЦ) АМН СССР, созданный по инициативе и под руководством академика Евгения Ивановича Чазова. В 1980-е гг. основу Центра составили три института: Клинической кардиологии им. А. Л. Мясникова, Экспериментальной кардиологии и Профилактической медицины. Такая структура определялась основной задачей Центра – разработка эффективных методов и средств борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями на основе комплексного развития фундаментальных и прикладных исследований. ВКНЦ стал примером союза врачей, физиологов и молекулярных биологов, физиков и химиков, инженеров и специалистов по вычислительной технике.



Просмотров 3464

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!