Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Общая характеристика транспорта, его роль в экономике России
Транспорт (от лат. transporto — перемещаю) представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров. Примечание. Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, обслуживающей основные отрасли экономики: добывающую, перерабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Инфраструктура включает в себя также связь, энергетику, систему материально-технического снабжения.
Рисунок 1 – Мecтo тpaнcпopтa в cтpyктype oбщecтвeннoгo пpoизвoдcтвa
Транспорт как отрасль производства представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения. Средства сообщения — это подвижной состав различных видов транспорта (автомобили, прицепы, полуприцепы на автомобильном транспорте; локомотивы, вагоны на железнодорожном транспорте; суда, баржи на водных видах транспорта и т. п.). Пути сообщения — это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава того или иного вида транспорта (автомобильные дороги, железнодорожный, речной пути и т.п.). Технические устройства и сооружения — это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации, систем управления и т.д. Примечание. В понятие «транспорт» входят также отдельные элементы (подвижной состав, дороги, терминалы и др.), взаимодействующие между собой для выполнения определенных работ, поэтому необходимо рассматривать транспорт как систему. Система представляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (элементов), подчиненных определенному принципу. Транспорт рассматривают как элемент большой системы — экономики в целом — или как подсистему экономики, предназначенную обслуживать экономические связи в сфере обращения всеми видами транспорта, включая городской, промышленный (технологический) и специализированный. Существует транспорт общего, ведомственного и личного пользования. Общее пользование — это использование всех видов транспорта, кроме промышленного, любым предприятием с любой формой собственности, а также городского транспорта — населением. К ведомственному относят промышленный транспорт, обслуживающий конкретное предприятие и находящийся на балансе этого предприятия. Примечание. В нынешних рыночных условиях после ликвидации производственных министерств понятия общего и не общего транспорта оказались не строго разграниченными. Личное пользование — это применение какого-либо транспортного средства (автомобиля, велосипеда, яхты, самолета и т.д.) отдельной личностью (семьей). Роль транспорта в обеспечении роста общественного продукта и национального дохода и улучшении работы отраслей, производящих материальную продукцию заключается в своевременной доставке требуемой продукции от производителя к потребителям, уменьшении потерь и порчи готовой продукции и сырья, сокращении времени «омертвления» материальных средств, находящихся на транспорте, улучшении транспортного обслуживания населения путем быстрой его доставки в комфортных условиях. Примечание. Основной особенностью транспорта является нематериальный характер производимой продукции. Транспорт обеспечивает нормальное функционирование производственной и непроизводственной сфер экономики, удовлетворяет нужды населения и, следовательно, является обслуживающей отраслью. Рассмотрим роль транспорта в обеспечении различных направлений жизнедеятельности. Экономическое значение транспорта в жизни общества состоит в обеспечении развития, связи и координации работы всех отраслей экономики. Современная протяженность путей сообщения различных видов транспорта в РФ (таблица 1) позволяет обеспечивать значительные объемы грузоперевозок (таблица 2).
Таблица 1 – Протяженность путей сообщения в России (средняя величина за десятилетие)
Так, например, в I полугодии 2009 г. грузооборот транспорта, по оценке Госкомстата РФ, составил 2080,8 млрд. тонно-километров, в том числе железнодорожного - 864,6 млрд., автомобильного - 82,1 млрд., морского - 46,1 млрд., внутреннего водного - 16,7 млрд., воздушного - 1,5 млрд., трубопроводного - 1069,8 млрд.тонно-километров. Политическое значение транспорта заключается в том, что он способствует монолитности государства, позволяет маневрировать ресурсами, оперативно разрешать чрезвычайные ситуации.
Таблица 2 – Грузооборот транспорта в РФ
Культурное значение транспорта состоит в возможности распространения с его помощью эстетических ценностей, что повышает культуру и образование населения. Социологическое значение транспорта состоит в экономии времени, облегчении труда и повышении его производительности. Транспорт участвует также в организации досуга людей, т. е. времени, необходимого для восстановления их производственных и творческих способностей. Научное значение транспорта заключается в том, что потребность в совершенствовании транспорта ставит перед наукой новые задачи, а развитие науки, в свою очередь, позволяет транспорту оказывать услуги населению на более высоком уровне при уменьшении затрат. Значение транспорта также чрезвычайно велико для обороны страны, так как с его помощью возможна быстрая передислокация населения, войск, производства.
|