Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Место транспорта в экономике
Доля отдельных видов транспорта по перевозкам грузов для промышленно развитых стран составляет: наземный транспорт – 27%, водный транспорт – 62%, другие виды транспорта – 11%, для развивающихся стран – соответственно 10, 84 и 6%. Наземная транспортная инфраструктура у развивающихся стран слабая, она составляет 5% от мировой структуры, хотя эти страны занимают 70 % территории земного шара. По статистике на 1 км2 земного шара приходится 8,8 м железных дорог, 103 м автомобильных дорог и 0,4 м речных путей при очень неравномерном распределении по регионам. Например, плотность автомобильных дорог в Азии в 10 раз ниже, чем в Европе, а плотность железных дорог в Африке в 15 раз меньше, чем в Северной Америке. В среднем плотность железных дорог России — 5 км/ 1000 км2 (в европейской части — 22 км/1000 км2), Германии — 72 км/ 1000 км2, Франции — 61 км/1000 км2, Англии — 67 км/1000 км2, Италии — 53 км/1000 км2, Испании — 26 км/1000 км2. Общая протяженность мировых железных дорог составляет примерно 1,2 млн км. Россия занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных магистралей, второе место в мире по эксплуатационной длине (после США) и третье место в мире по перевозкам грузов (после Китая и США), грузообороту (после США и Китая), перевозкам пассажиров (после Японии и Индии). Российские железные дороги выполняют более 30% мирового грузооборота и около 18 % мирового пассажирооборота. По длине трубопроводной сети Россия находится на втором месте после США, сеть которых 340,2 тыс. км. Из общей длины трубопроводов России газопроводы составляют 153 тыс. км, нефтепроводы — 46 тыс. км и нефтепродуктопроводы — 15 тыс. км. Большое значение для перевозки грузов и пассажиров имеют реки. По рекам США перевозится грузов почти в 7 раз больше» j чем по российским, несмотря на то, что половина рек России (42,0 тыс. км) имеет гарантированную глубину проходки судов. Во внутренних перевозках некоторых стран Европы на автомобильный транспорт приходится основная часть (50 — 80 %) транспортной работы как по грузовым, так и по пассажирским перевозкам транспортом общего пользования, например в Дании — 72 и 89%, Финляндии — 65 и 64% соответственно. Но в пассажирских перевозках США автомобильный транспорт общего пользования занимает всего 10 %, так как высока доля частных автомобилей. За период действия Федеральной программы «Дороги России» с 1995 по 2000 г. протяженность автодорог возросла на 11 % при большой неравномерности в европейской и восточной частях страны. Показатели протяженности сети автомобильных дорог (тыс. км) и плотности дорог на единицу площади территории и на 1000 жителей (км) представлены на рис. 1.3 и 1.4. В России парк автотранспортных средств за пятилетний период вырос на 40 %. 14 % грузовых автомобилей имеют возраст до 5 лет, а свыше половины парка — более 10 лет. Технический уровень отечественных транспортных средств отстает от мирового на 10 —15лет по экономичности, надежности, эргономичности, экологи и безопасности, что приводит к повышению общественных издержек на внутреннем рынке и значительным потерям на рынке международных перевозок. Парк рассредоточен между мелкими предприятиями, а выработка транспортного средства очень низка. Воздушный транспорт играет важнейшую роль в международных отношениях. Общая протяженность воздушных трасс мира составляет 6500тыс. км. В России он используется для связи различных частей страны, перевозки пассажиров и выполнения специальных заказов. Распределение грузовой работы (в тонно-километрах) по видам транспорта (%) для отдельных стран представлено в табл.1. ЕТС Под единой транспортной системой подразумевают совокупность всех видов транспорта, связанных экономическими, технологическими, техническими и нормативно-правовыми взаимоотношениями. Каждый вид транспорта имеет свою сферу эффективного использования. Разнообразие видов транспорта в нашей стране обусловлено ее большой территорией, множеством естественных водных путей, регионов с неблагоприятными климатическими зонами, разнообразием ландшафтов и т.п. В состав транспортной системы входит железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, или речной, морской, воздушный, трубопроводный, промышленный, городской, космический транспорт, транспорт энергии и информации. Такие виды транспорта, как промышленный и городской, в свою очередь, также являются совокупностью различных видов транспорта, объединенных территориальным признаком. Каждый вид транспорта эффективен в определенной сфере использования.
|