Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Производство — транспорт — потребление
Сигналом к работе данной цепочки будет информация о возникновении спроса. Транспорт должен быстро передать груз из сферы I в сферу Y, чтобы успеть к началу действия спроса S, с минимальными затратами на перевозку и с полной гарантией сохранности груза, его качества и окружающей среды. Надо помнить, что стоимость транспортной продукции войдет в стоимость груза как товара на рынке. Ни до времени t, ни после него товар фактически не может быть треализован, так как до времени ti производитель не будет выпускать товар (нет спроса), а после спада спроса на товар производить его не будет смысла, так как затраты не окупятся. Появилось новое понятие — риск — опасность, следствием которой являются убытки из-за возможного изменения стоимости продукта на рынке в связи с несвоевременными сроками доставки товара или потерей его количества и (или) качества при транспортировке. Особую сложность составляет определение мест риска. Характерным примером последних являются перегрузочные процессы из-за возможной несогласованности работы подвижного состава и перегрузочной техники, порчи тары и упаковки, несоответствия грузоподъемности транспортного средства и мощности механизмов и т.п., что может привести к разрыву или удлинению по времени цепочки (2.1) и в конечном итоге к увеличению стоимости товара и несвоевременной его доставке. В соответствии с ГОСТ 51005—96 «Услуги транспортные. Номенклатура показателей качества перевозок» качественной можно считать перевозку, отвечающую требованиям сохранности груза (доставка без потерь, повреждении загрязнений), своевременности доставки согласно договоренности с заказчиком или расписания движения транспортных средств, надежности, скорости, выполнения определенных условий заказчика и т.д. В самой сущности стандарта заложена необходимость проектирования и реализации транспортного процесса таким образом, чтобы полностью удовлетворить потребности заказчика. Акцент на требования заказчика (клиента) означает обязательную необходимость выполнения оговоренных условий по качеству, срокам и другим особенностям поставки товара. Учет требований клиента в рыночных условиях гарантирует нормальные отношения между участниками цепочки (2.1) на возможно долгий период, т.е. постоянство клиентов и транспортных работников. Рыночные отношения потребовали создания такого метода или подхода к анализу, планированию и реализации работы участников цепочки (2.1), который сократил бы время и стоимость как производства, так и доставки необходимого товара. Только на основе детального расчета по каждому элементу в отдельности и по всей системе в целом можно гарантировать нормальный баланс запасов, оптимальные материальные и временные затраты и высокое качество обслуживания.
13. Логистика на транспорте Логистика — искусство управления материальными потоками от первичного источника до потребителя. Можно определить логистику иначе — это алгоритм, управляющий материальным и соответствующим ему информационным потоком, которые требуют на каждом этапе соблюдения определенных принципов, подкрепленных научными теориями, для получения оптимального решения. Однозначного толкования понятия «логистика» нет, но во всех определениях можно выделить главное — логистика позволяет разрабатывать, направлять и контролировать материальные потоки и связывающую их информацию от производителя до потребителя во времени и пространстве с наименьшими затратами при максимальной приспособленности к изменяющейся обстановке на рынке и в пути следования груза или пассажира, гарантируя высокое качество поставки в соответствии с требованиями клиентуры. Именно логистика позволяет определять оптимальное соотношение между затратами на производство и доставку, размеры запасов и качество обслуживания, что является основным требованием клиентуры и экономики в целом. Логистика позволяет сокращать уровень складских запасов сырья и готовой продукции на 30—50 %; ускорять транспортировку в 1,5—2 раза; улучшать использование производственных мощностей фирм — производителей продукции на 20 — 50%. Применение логистических подходов к созданию системы удовлетворения спроса потребителя позволяет в отдельных случаях практически обходиться без складов или иметь минимальные запасы продукции, что значительно удешевляет стоимость товара, так как расчет на основе логистики позволяет определить ритмы производства и вывоза готовой продукции (поставки в сферу потребления). Естественно, это усложняет работу транспорта, каждый вид которого, работая по своей технологии (см. гл. 4), в таких условиях должен приспосабливаться к ритму обслуживаемого предприятия. Развитие логистики стимулирует необходимость быстрой реакции производителей на конъюнктуру1 рынка, лёгкой адаптации (приспособления) к изменяющимся ситуациям, связанным с сезонностью, сменой политики и другими факторами, влияющими на спрос и предложение. Основная задача логистики состоит в создании такой системы, которая с наименьшими затратами будет максимально приспособлена к изменяющейся рыночной обстановке для повышения доли данного клиента на рынке и получения им преимущества перед другими клиентами благодаря срокам, стоимости и качеству обслуживания объектов рыночного спроса. Найдя закономерности в системе на основе анализа ее состояния и поведения и выразив их численно, можно построить адаптивную (приспособленную) систему с обратной связью, что позволит управлять ею в более жестких изменяющихся рыночных условиях. Связь с внешней средой позволяет получать информацию в оперативном режиме как о протекании процесса взаимоотношений между участниками, так и о сбойных ситуациях, например о ДТП по маршруту следования, закрытии на ремонт участка дороги, гололедное. Логистика даст возможность заранее рассчитать варианты изменений процесса при сбойных ситуациях, что позволяет быстро реагировать на них во избежание потерь времени. Приспособляемость системы к условиям эксплуатации должна проявляться в учете множества требований или ограничений практики, прежде всего при решении задачи маршрутизации. Например, существуют особые требования при формировании и реализации маршрутов перевозки опасных и сверхнормативных грузов, неучет которых может привести к таким серьезным последствиям, как потеря груза, экологическое загрязнение, разрушение дорог и искусственных сооружений. Решение транспортных задач в связи со сложностью и стохастичностью процесса транспортировки требует при составлении проекта перевозки анализе возможных (возникающих) ситуаций на каждом этапе, т.е. применения ситуативных методов, или логистических процедур. Такой подход позволяет предусмотреть заранее все варианты сложного процесса и наметить пути его оптимального или рационального протекания с учетом внешнего воздействия.
14. Основные принципы в ЛС Отметим основные принципы, закладываемые в логистическую систему транспортировки, и задачи, разрабатываемые с учетом этих принципов. Принцип общей ответственности (ответственности фирмы) определяет поведение каждого участника общего транспортного потока, который должен быть допущен к выполнению работ в соответствии с требованиями перевозки данного груза или пассажиров (например, профессионального отбора для перевозки опасных грузов), выбор рационального режима движения, соответствующего показателям транспортного потока; поддержание технического состояния подвижного состава и оборудования, задействованных в перевозках, для безаварийной работы и ряд других задач по уменьшению отрицательного воздействия на скорость и опасность других участников движения и окружающую среду. Принцип активной и пассивной адаптации к условиям эксплуатации влияет на подбор подходящего вида транспорта, подвижного состава, тары и оборудования; трансформацию (изменение параметров) транспортной сети для гарантий безопасности проезда; требует проверки искусственных дорожных сооружений железнодорожного переезда, мостового сооружения и т.п.); выбора места проведения и организации перегрузочных работ и др. Принцип безопасности определяет задачи рациональной организации дорожного движения; сохранности груза, дороги и ее искусственных сооружений; обеспечения технических требований к подвижному составу, анализа мест возникновения риска и мер, особенно превентивных (предупредительных), по его ликвидации; выбора структуры информационной сети для своевременного получения информации; определения степени надежности информации; анализа возможных ситуаций на этапе проектирования; лицензирования деятельности и сертифицирования подвижного состава и оборудования; повышения квалификации работников транспорта; медицинского контроля водителя и др. Сюда входит весь комплекс задач для обеспечения гарантированной доставки груза или пассажира при безаварийной работе.
Основные принципы в ЛС Принцип экономии ресурса потребителя (принцип наименьших затрат) лежит в основе подбора тары и упаковки по объему кузова (грузовместимости транспортного средства); применения самопогрузчиков для уменьшения простоя под перегрузочными работами; поиска рационального способа трансформации параметров транспортной сети (за которые платит заказчик перевозок); рационального размещения предприятий для. уменьшения непроизводительных затрат средств и времени на доставку транспортного средства; управления запасами при обеспечении своевременного вывоза готовой продукции; способов сокращения себестоимости транспортировки и др. Решаются задачи уменьшения затрат потребителя на перевозку его продукции. Принцип эффективноститребует поиска кратчайших или рациональных путей следования; выбора приспособленного под груз и условия эксплуатации вида транспорта и подвижного состава; уменьшения материального ущерба от потери груза и его качества, в том числе подбором соответствующей тары и упаковки и специализированного подвижного состава; определения партионности отгрузки; способа ведения складского хозяйства; подбора соответствующего грузу, его упаковке и условиям эксплуатации транспортного средства и техники и технологии перегрузочных работ и др. Решение большинства задач дает транспортному предприятию возможность сократить затраты на перевозку.
|