Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Квотирование, лицензирование и сертификация товаров как меры нетарифного регулирования
Под нетарифным регулированием в таможенном деле понимаются различного рода меры контроля для регулирования внешней торговли, за исключением таможенных пошлин. К ним обычно относятся различные меры финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики, как специально направленные на регулирование внешней торговли (запреты, квотирование лицензирование) так и предназначенные для других целей воздействия_на внешнюю торговлю (санитарные, фитосанитарные и" ветеринарные ограничения). Количественные ограничения - квотирование(по физическому объему или по стоимости), а также лицензирование(требование получения специальных разрешений при поставках определенных товаров, а иногда и в определенные страны и из них) являются традиционными нетарифными мерами регулирования импорта и экспорта. Эти меры часто связаны между собой, поскольку лицензирование используется как механизм распределения квоты путем выдачи лицензий индивидуальным импортерам до ее исчерпания. Основными видами лицензий, применяемых в современной мировой практике, выступают генеральная и индивидуальная (разовая) лицензии. Генеральная лицензия- постоянно действующее разрешение любому лицу или предприятию на право импорта определенных товаров из перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости. Иногда в лицензии указываются товары, запрещенные к ввозу. Основанием для выдачи генеральной лицензии является соответствующее решение Правительства РФ, в котором устанавливается срок действия лицензии. Индивидуальная лицензиявыдается как разовое разрешение на одну ' торговую операцию с конкретным видом товара. В ней также указываются сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара. Оформляется данная лицензия сроком на 12 месяцев при условии действия контракта и соответствующих разрешений федеральных органов власти в течение этого срока. Квоты- это количественные ограничения, устанавливающие максимальный объем или стоимость разрешенного к ввозу товара с помощью индивидуальных, тарифных, сезонных, глобальных и процентных ограничений. Так, индивидуальные квоты предполагают распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по странам-поставщикам. Тарифные квоты разрешают импорт в определенном объеме при более благоприятном режиме таможенного обложения, а для импорта сверх этого объема устанавливается менее благоприятный режим, доходящий до фактического запрета импортных поставок. Сезонные квоты устанавливаются на определенное время года - в период пика производства внутри страны (преимущественно для сельскохозяйственных продуктов). Глобальные квоты, на долю которых приходится 2/3 всех случаев в мировой практике, устанавливают размер общего импорта какого-либо товара на определенный срок без распределения его между странами-поставщиками, что дает национальному импортеру свободу выбора страны -поставщика. В некоторых случаях импортные квоты устанавливаются в процентах от величины экспорта, так называемые проиентные квоты. Квоты могут также исчисляться в процентах от величины закупок данного товара на внутреннем рынке с целью поощрения национального производства. Технические меры вводятся путем издания инструкций, детально регламентирующих действия таможни по осуществлению контроля. При организации экспортно-импортных поставок товаров имеют значение два вида сертификации: соответствия и происхождения. Сертификация соответствия товаров осуществляется по показателям безопасности продукции, ввозимой на территорию России, и регламентируется Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и Правилами проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья. Сертификация происхождения товаров удостоверяет, что рассматриваемый товар произведен в конкретной стране различают следующие виды сертификатов происхождения: СТ -1 – страны СНГ; форма «А» - страны ЕС, США, Канада; общая форма – выдается во все страны, кроме стран, указанных в СТ-1 и форме «А».
Таможенное регулир (особен перемещ товаров, там платежи, там режимы) Таможенно-тарифное регулирование - совокупность таможенных и тарифных мер, используемых в качестве национального торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли К таможенным платежам относятся: 1таможен пошлина 2налоги взимаемые при ввозе товаров на там территорию РФ 3таможенные сборы Таможенные пошлины — косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза Наряду с ввозными и вывозными пошлинами, законодательством РФ предусмотрены следующие виды пошлин: сезонные и особые. Особые виды пошлин в свою очередь подразделяются на специальные, антидемпинговые и компенсационные. Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров. В период их действия ставки таможенных пошлин, установленные по данным товарным позициям в таможенном тарифе, не применяются. Специальная пошлина — пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Антидемпинговая пошлина - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная пошлина — пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Акцизы имеют определенное сходство с НДС, но отличаются индивидуализированностью, привязкой к конкретным товарам, а также тем, что уплачиваются не каждый раз с оборота, а один раз производителем подакцизного товара или лицом, совершающим внешнеторговые операции с этим товаром. НДС и акцизы уплачивают организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в соответствии с ТК РФ. Таможенный сбор - дополнительная плата, взимаемая таможней сверх таможенных пошлин, связанная с оформлением грузов Таможенные режимы – это таможенные процедуры, которые определяют требования к таможенному оформлению ввозимых или вывозимых товаров. Таможенные режимы содержат в себе правила и условия оплаты налогов и таможенных пошлин, различные ограничения, соответствующие законодательству, определяют статус товаров при таможенном оформлении в зависимости от целей их перемещения на территорию (с территории) Российской Федерации. 1)Основные: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; международный таможенный транзит 2)Экономические:переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; переработка вне таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад; свободная таможенная зона (свободный склад) 3) Завершающие: реимпорт, реэкспорт, уничтожение , отказ в пользу государства 4)Специальные: временный вывоз; беспошлинная торговля; перемещение припасов; иные специальные режимы
Валютное регулирование ФТС РФ наряду с ЦБ России и Федеральной службой по валютному и экспортному контролю является органом валютного контроля РФ. Компетенция таможенных органов в сфере валютного контроля ограничивается следующим: • контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты РФ и ценных бумаг в валюте РФ (чеки, векселя, акции и т. д.); • контроль за перемещением лицами через таможенную границу валютных ценностей (банкноты, ценные бумаги, драгоценные металлы и т.д.); • контроль за валютными экспортно-импортными операциями (операции, использующие в качестве средств платежа иностранную валюту). Основная цель валютного контроля - обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Необходимо выделить следующие направления валютного контроля по принятым решениям: • определение соответствия решений по проводимым валютным операциям действующему законодательству, контроль наличия необходимых лицензий и разрешений; • проверка выполнения резидентами обязательств перед государством; • проверка решений по обоснованности платежей за импортируемые в РФ товары; • проверка расчетов в иностранной валюте. Необходимость введения валютного контроля вызвана тем, что через таможенную границу РФ перемещаются такие особые категории товара, как валюта и валютные ценности. Система валютного контроля в таможенной сфере в первую очередь включает в" себя: валютный контроль за экспортом товаров, валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, валютный контроль за иными внешнеэкономическими операциями (например, бартерными). Кроме того, данная система включает и контроль за перемещением физическими лицами через таможенную границу РФ российской и иностранной валюты, правовые основы которого регламентированы подзаконными нормативными актами. Согласно положениям ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в России осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля (Банк России, федеральная служба по валютному и экспортному контролю) и агентами (уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные органы, территориальные федеральные органы исполнительной власти).
Таможенная статистика Статистический контроль и анализ почти полностью базируются на проверке результатов принятых ранее решений по объектам управления в таможенной системе. Таможенная статистика включает помимо этого специальную таможенную статистику, куда входят следующие специальные объекты контроля и анализа: статистика декларирования; статистика таможенных платежей; статистика валютного контроля: статистика конфискатов: статистика международных почтовых отправлений: статистика международных перевозок. Вопросами таможенно-статистического контроля и анализа в ФТС РФ занимается Управление таможенной статистики и анализа, соответствующие структурные подразделения РТУ и таможен, а также Главный научно-исследовательский вычислительный центр ФТС РФ. Существующие многообразные методы контроля и изучения внешней торговли систематизируются и выполняются в четыре этапа: 1. Этап сбора первичной информации, основанный на регистрации и наблюдении. 2. Этап сводки и группировки данных, полученных в результате статистического наблюдения. 3. Этап экономико-статистической обработки первичной информации, расчет необходимых результативных показателей и комплектование выходной информации. 4. Этап анализа динамики показателей внешней торговли. В настоящее время сбор, обработка и передача данных об экспортно-импортных операциях осуществляется по четырехзвенной системе: таможенные посты; таможни; региональные таможенные управления; ФТС РФ и его Главный научно-информационный вычислительный центр. Исходными данными при формировании таможенной статистики являются сведения, содержащиеся в Грузовых таможенных декларациях, заполняемых декларантами при таможенном оформлении товаров. К этим данным относятся следующие показатели: - отчетный период; направление товаропотока; страна происхождения при ввозе; страна назначения при вывозе; статистическая стоимость; код и наименование товара; вес нетто; код и наименование дополнительных единиц измерения; количество по дополнительным единицам измерения; характер сделки; вид таможенного режима; категория отправителя (получателя) товара; регион. Статистическому наблюдению подлежат товары, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 100 евро. По весу, количеству и другим показателям ограничения не установлены. На 1 этапе решается задача получения соответствующих значений изучаемых признаков на основе сведений, содержащихся в предъявляемых участниками внешнеэкономической деятельности документах (ГТД). На 2 этапе информационные данные, содержащиеся в ГТД, подвергаются обработке, целью которой является получение исходного материала по внешней торговле в обобщенном виде. На 3 этапе применяются графический балансовый метод, факторный метод; индексный метод. Обработанные и сведенные по определенным методическим принципам данные по всей территории РФ комплектуются в свободные выходные статистические формы. 4 этап - анализ динамики показателей внешней торговли.
|