Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Роль аудиовизуальных образов в современной культуре._



Майкл Уолцер-очень размыта

· Отстраненно-смиренное отношение во имя сохранения мира

· Позиция пассивности, расслабленности, милостивого безразличия к различиям.

· Признание что и другие обладают правами, даже если их способ пользования правами вызывает неприязнь

· Открытость в отношении к другим, возможно уважение, желание прислушаться, учиться.

· Восторженное одобрение

Питер Николсон-более удачна

· Существование различий между вступающими в некоторые отношения субъектами

· Значимость отклонения и различия между субъектами взаимодействия.

· Субъектами толерантности может быть только тот, кто имеет возможность устранить или попытку устранить значимое для него различия ( позиция сильного к слабому)

· Толерантность проявляет тот, кто отказывается от использования возможностей по устранению значимого различия.

· Толерантность-необходимость, она для сильных(надо пересилить, перетерпеть)

 

 

3. Концепт «нация»: способы понимания.Этофеномен Нового времени.

На́ция (от лат. natio — племя, народ) социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи

Нация — феномен в первую очередь политический, и только потом этнический и социальный. Поэтому основная задача нации — воспроизводить общую для всех граждан страны культурную идентичность в политических интересах. Для этого существуют министерства культуры, задача которых — определять формат национальной культуры, общий для всех.

Подходы к пониманию нации

Политическая нация Сторонники конструктивизма считают, что нации представляют собой искусственные образования, целенаправленно сконструированные, созданные интеллектуальными элитами (учеными, писателями, политиками, идеологами) на основе национального проекта — идеологии национализма, которая может выражаться не только в политических манифестах, но и в литературных произведениях, научных трудах и т. д. Согласно конструктивистам национализм не пробуждает нацию, которая до тех пор остается вещью-в-себе, а создает новую нацию там, где ее не было.

Географическими границами национального проекта при этом являются актуальные политические границы государства, а этнические различия населения, участвующего в строительстве такой нации вообще не имеют значения

Конструктивисты считаю что нации являются продуктами индустриализации, распространения всеобщего стандартизированного образования, развития науки и техники (в частности, книгопечатания, средств массовых коммуникаций и информации) и что в доиндустриальную эпоху этносы и этническая идентичность не играли такой важной роли, так как традиционное общество предлагало много других форм идентичности (сословие, религия и т. д.).

Этнонация

(теория социобиологического примордиализма нации)

понимает нацию как переход этноса на особую национальную ступень развития, то есть как биологический феномен. Возникновение этой разновидности национализма связано с формированием мистической концепции «народного духа» в рамках немецкого «народнического» и расистского, ариосософского национализма XVIII—XIX веков (в частности, в творчестве представителей немецкого романтизма)

Ранние немецкие националисты-романтики считали, что существует некий «народный дух» — иррациональное, сверхъестественное начало, который воплощается в различных народах и определяет их своеобразие и отличие друг от друга, и которое находит выражение в «крови» и в расе. С этой точки зрения «народный дух» передается с «кровью», то есть по наследству, таким образом, нация понимается как сообщество, происходящее от общих предков, связанное кровнородственными узами.

 

4. Этничность и этническая группа: примордиальный,

культурно-исторический возникшие в результате исторического процесса, инструментальный, конструктивистский подходы к пониманию феномена.

Этнос (народ) — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными -язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.

Этни́ческая гру́ппа — многозначный термин, обозначающий различные типы этнических общностей, более низкого таксонометрического уровня, чем этнос. Наиболее распространённые значения термина — это субэтническая группа (субэтнос, то есть группа, группа какого-либо этноса, имеющая собственное субэтническое самосознание и самоназвание, наряду с этническим) или территориально-обособленная группа какого-либо этноса, отделившаяся от основного массива в результате миграционных процессов или других событий, но сохраняющая своё первичное этническое самосознание.

Примордиальный подход

-этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу и по которым один этнос отличается от другого.

Конструктивный подход— этнос как конструкт, создаваемый при помощи интеллектуального воздействия отдельных личностей (культурных и властных элит). Аргументация конструктивистов основана на широком спектре фактов искусственного создания и внедрения этнических традиций.

Инструментальный подход- инструмент, при помощи которого люди добиваются тех или иных целей и, в отличие от примордиализма и конструктивизма, не ориентирован на поиск определения этноса и этничности. Так, любая деятельность и активность этнических групп рассматривается как целенаправленная деятельность этнических элит в борьбе за власть и привилегии. В обыденной жизни этничность пребывает в латентном состоянии, но в случае необходимости мобилизуется.

В русле инструментализма выделяются два направления: элитарный инструментализм и экономический инструментализм

5. Понятие «раса» как инструмент биологической и социальной стратификации. Расизм – классический и современный.

Ра́са — система популяций человека, характеризующаяся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющих внешнее фенотипическое проявление и сформировавшихся в определенном географическом регионе. Черты, характеризующие разные расы, зачастую появляются как результат адаптации к различным условиям среды, происходившей в течение многих поколений.

Раси́зм — совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру. (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие)

Расизм обязательно включает в себя идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми. Осуществление расистских теорий на практике порой находит своё выражение в политике расовой дискриминации.

 

Историю расизма ведут с эпохи великих географических открытий. Можно назвать точное время его возникновения - 1492-1498 годы: открытие Америки и Индии. До сих пор "белые" люди (европейцы, арабы, берберы, евреи) не сталкивались с человеческими особями, разительно отличными от них на визуальном уровне. Люди же, которых европейские мореплаватели увидели в Америке, Южной Африке и Западной Индии, не просто верили в других богов и говорили на других языках, но имели кожу другого цвета.

Иммануил Кант 4 рассы-белая негритянская, монгольская, индийская

Кювье-белая,черная,желтая расса

 

Классический расизм

Расизм, практиковавшийся вплоть до конца XIX столетия (рецидив которого имел место в Германии между 1933 и 1945 годами), можно назвать традиционным, или классическим. Он отличался наивной прямолинейностью. Он простодушно постулировал первенство "белого" над "небелым" во всех областях - ментальной, эстетической, культурной.

Густав Лебон (1841-1931говорит о четырех расах:

ü примитивных (пигмеи, австралийские аборигены),

ü низших (темнокожие),

ü средних (китайцы, монголы, семиты)

ü высших (индоевропейцы).

И, наконец, самый знаменитый теоретик и практик "классического" расизма –

Адольф Гитлер. что на свете живут представители трех рас:

ü основатели культуры (арийцы),

ü носители, или распространители культуры (неарийские народы, например, славяне), разрушители культуры (прежде всего евреи и цыгане).

Холокост, инспирированный нацизмом, подвел черту в истории и теории расизма.

Корректные расисты, трудно заподозрить.

Современный расизм

Современный расизм более лоялен. Отходит от биологизма.Суть расизма-интерпритация различий (социальных, психологических, культурных, политико-экономических) в качестве естественных, а также закрепление связи между Различием и Господством.

Естественность-неустранимость различия. По этому они не ниже и не приметивние нас, а просто другие.Не в генах и биолог.строении, а в духе, в культуре. У всех должно быть право на инакость.Где родились там и жить, иначе пострадает инакость, культурное своеобразие, то что отделаяе Нас и Них.

Как и в классическом расизме- страх смешений.

 

 

6. Идентичность человека и его интолерантность – возможные взаимосвязи.

7. Интолерантность как проявление агрессии, деструктивности, авторитарности.

8. Теория фрустрации – агрессии как возможное объяснение интолерантности.

9. Интолерантность и агрессия – концепция Эриха Фромма.

10. Концепция авторитарной личности Теодора Адорно.

 

11. Интолерантность как проявление индивидуального когнитивного стиля. Когнитивные искажения как основания интолерантности.

12. Стереотипы, предубеждения и предрассудки как основания интолерантности.

13. Эффект иллюзорной корреляции и ошибки атрибуции как объяснения интолерантности.

14. Интолерантность как реакция на влияние группы.

15. Психология нацизма в интерпретации Карла Густава Юнга.

16. Интолерантность как реакция на социальные раздражители.

17. Основные подходы к формированию толерантности средствами социально-культурной деятельности.

18. Социально-культурные программы формирования толерантности – технология разработки и реализации.

19. Толерантность как характеристика общества и продукт социальной коммуникации. Роль средств массовой информации в формировании интолерантности в современной России.

20. Мультикультурализм как стратегия развития поликультурного общества. Стратегия мультикультурализма в современной России – перспективы разработки и реализации.

 

Интолерантность (нетерпимость)

Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности, или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Такой взгляд на нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью - смесью непримиримости и протеста. Речь, скорее, идет о таком индивидуальном и коллективном помешательстве, которое, начинаясь с раздражения, может привести к убийству. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует совершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека.

Проявления нетерпимости

· оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

· игнорирование (отказ в беседе, в признании);

· негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

· этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

· запугивания, угрозы;

· поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

· дискриминацияпо признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);

· расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

· ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»); ФОБИЯ «ненавидящий, враждебный, боящийся, яростный противник чего-либо».

· национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

· фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

· империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);

· эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

· осквернение религиозных или культурных символов;

· религиозное преследование (насаждение веры, ее ценностей, обрядов);

· изгнание (официальное или насильственное);

· сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов обычно в ущерб интересам одной группы);

· репрессии (насильственное лишение человека его прав),

· уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

 

 


1. Сущность аудиовизуального досуга и его место в структуре досуга современного человека. В тетради!

2. Аудиовизуальная культура личности: понятие, компоненты, уровни развития. В тетради!

3. Семиотическое понимание культуры – культура как иерархия знаковых систем.

Семиотика - это теория, исследующая свойства знаков и знаковых систем.

В семиотической концепции культура рассматривается как знаково-символическая система.

Знаки - обозначения обозначают предметы, действия, свойства и другие характеристики окружающего человека мира. Они не имеют сходства с обозначаемыми объектами, а только несут информацию о них.

Знаки - символы - это материальные явления, которые в наглядно - образной форме представляют абстрактные идеи и понятия.

Символы создаются преимущественно целенаправленно, а не стихийно. Они представляют собой конвенции, принимаемые людьми с известной долей условности. Большое место в символе занимает аксиологический, ценностный компонент. С символом связывается отношение человека к тем или иным явлениям природы, общества, культуры. Например, голубь Пикассо - это для всех народов символ мира. В символе заключен обобщающий принцип раскрытия многогранного содержания и смысла явлений. Символами пронизана мифологическое, религиозное и художественное сознание. Например, одним из главных символов христианской культуры является крест. Крест - это символ смерти Бога (Христа), его распятия, искупления грехов человека.

 

Одним из основоположников семиотического направления в нашей отечественной науке является Ю. М. Лотман (1922 - 1993). Он видел в культуре знаковую систему и определял ее как "семиосферу" (по аналогии с понятием "биосфера", введенным В. И. Вернадским), подчеркивая тем самым ее глобальный характер. "Область культуры - всегда область символизма". Основную социальную роль культуры он видел в том, что она является "негенетической памятью коллектива", хранит и передает накопленный опыт.

 

Знак представляет собой единство материальной формы и идеального содержания, смысла, значения. Немецкий логик Г. Фреге (1848 - 1925) обращает внимание на то, что знак имеет предметное и смысловое значение, то есть отсылает к предмету и воплощает в себе информацию о нем. Информация же о предмете, или смысловое значение знака определяется системой, в которую он включен. В роли такой системы может выступать культура. Жесты, мимика, цвет не обладают смысловым значение сами по себе, они обретают его лишь в контексте определенной культуры. Так, если белый цвет в русской культуре означает зиму, то в культуре Китая - осень. Поэтому понимание культуры других народов предполагает постижение смысла, значения ее знаковых элементов.

 

Роль аудиовизуальных образов в современной культуре._

5. Сущность концепции «репрезентативной культуры». Медиа как агенты культурных изменений.

- культура в состоянии активного "социального оборота", реально воспроизводящая (репрезентирующая) жизнедеятельность того или иного социума. Содержание Р.К. образуют "все верования, представления, мировоззрения, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение, поскольку они либо активно разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием"

Структурные требования к репрезентативным формам культуры относительно невелики: эти формы должны уметь ГОВОРИТЬ, а язык, который они используют, должен обладать высокой степенью пластичности и сложности для того, чтобы речь культуры была внятной.



Просмотров 556

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!