Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Понятие культурной идентичности. Основные этапы ее формирования. Многокультурная идентичность



Воловикова М.Л. Теория и практика межкультурного общения (модульное учебное пособие для студентов языковых факультетов вузов). – Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2009.

Культурная идентичность – установление подобия между собой и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, интернализация (принятие в качестве своих) ее ценностей, проживание собственной жизни в формах культурного бытия народа.

"Идентичный" переводится с латыни как "тождественный". Культурная идентичность - набор культурных черт, форм и характеристик, отличающихся определенным постоянством и позволяющих дифференцировать данную личность от других. Базой, на которой строится к. идентичность, могут быть некие общие нормативные поведенческие модели, культурные традиции, язык, моральные ценности, политические организации, «чувство преемственности», связи с прошлым и т. д.

Впервые к феномену идентичности обратились в 70-е гг. XX в., когда исследовался феномен этнической идентичности. Ведущим подходом к исследованию идентичности был оппозиционный подход (oppositional approach). Суть оппозиционного подхода - этничность есть способ выражения групповой идентичности, которая объединяет тех, кто составляет «мы» в отличие от «они». Т.е. на идентичность смотрели как на нечто, проявляющее себя в процессе межэтнической оппозиции. Источник этнической идентичности часто видели в притеснениях и гонениях, переживаемых этническими группами. Действительно, этническое сознание групп и индивида, как правило, не актуализировано при условии существования стабильных этнических отношений или в моноэтнической среде. Фактором, увеличивающим возможность этнических конфликтов и, соответственно, повышающим роль этнической идентификации, являются миграции. Еще одной закономерностью является тот факт, что чувство этничности обычно выше у недоминирующих групп.

В настоящий момент понятие этнической идентичности расширено до культурной, ее основными характеристиками, помимо этнического происхождения, религии и языка являются: пол, возраст, образование, профессия, экономическая и социальная принадлежность и др. факторы. Т.о., личность есть пересечение множества идентичностей, т.е. человек многоидентичен.

Важной проблемой межкультурных исследований является определение уровней развития культурной идентичности человека:Культурная и психологическая изоляция. Культурная инкапсуляция. Прояснение культурной идентичности. Бикультурализм. Мультикультурализм.Глобализм и глобальная компетентность.

В теории межкультурной коммуникации существует понятие межкультурная трансформация (intercultural transformation) - процесс расширения идентичности за рамки родной культуры, характеризующийся способностью принимать различные точки зрения, осуществлять эффективное подобающее общение с представителями иных культур, открытость дальнейшим трансформациям и росту. На когнитивном уровне межкультурная трансформация ведет к расширению и углублению понимания культурных различий, что, в свою очередь, способствует развитию соответствующих эмоциональных установок и форм поведения. На психо-эмоциональном уровне она развивает следующие черты: подвижность, изменчивость, открытость, способность к диалогу, психокультурная адаптивность, дипломатичность, непредвзятость, толерантность к культурным различиям, готовность узнавать больше о другой культуре и ее носителях, нечеткие границы собственного «Я», космополитичность. В результате формируется так называемая мультикультурная личность, которая радикально отличается от видов идентичности, имеющихся в традиционной, массовой культуре. Такая личность подвижна и легко приспосабливается к новым ситуациям и находит свои решения, вместо того, чтобы следовать общепринятым схемам.

Межкультурная трансформация может привести к явлению культурной маргинальности. Термин маргиналность образован от латинского marginalis –пограничный, периферийный. Маргиналом становится индивид, находящийся на краю каждой из культур, но не принадлежащей ни одной из них. Типичным примером культурной маргинальности служат “этнические гибриды”. Некоторые ученые рассматривают маргинального человека как ключевую личность (key-personality) в контактах культур, т.к. он способен переходить из одной культуры в другую и становиться эффективным межкультурным посредником



Просмотров 2212

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!