Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Феномен аккультурации и ее формы. Культурный шок
Воловикова М.Л. Теория и практика межкультурного общения (модульное учебное пособие для студентов языковых факультетов вузов). – Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2009. При столкновении с новой культурной средой происходит процесс культурной адаптации, т.е. психофизиологического и социального приспособления к изменившимся условиям. Этот процесс называется «аккультурация». Термин «аккультурация» первоначально обозначал процесс прямого и длительного культурного контакта одной группы с другой, который изменяет культурные парадигмы обеих групп. В настоящий момент аккультурация понимается как процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образования в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза. До 50-х годов XX в. изучение аккультурации ограничивалось изучением изменения традиционных культур под влиянием западной цивилизации; начиная с 50-60-х годов, возросло число исследований, посвященных роли незападных культур в становлении евроамериканской культуры, а также взаимодействию и взаимовлиянию незападных культур. Помимо аккультурации некоторые ученые выделяют следующие типы взаимодействия культур: геноцид, ассимиляция, сепарация, маргинализация, интеграция, мультикультурализм, отчуждение (алиенация), двойственность. Ассимиляция обозначает процесс, в результате которого члены одной к. группы (группа-реципиент) утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой группы (группа-донор), с которой находятся в непосредственном контакте. Для алиенации характерно сильное желание сохранить идентификацию с родной культурой, отказ от принятия новых ценностей, моделей поведения. Интеграция характеризуется идентификацией как со старой, так и с новой культурами. Маргинализация – состояние подвешенности между двумя культурами, когда личность не принадлежит ни одной из них. Существует еще один термин инкультурация, термин введен Херсковицем в работе «Человек и его работа. Наука культурной антропологии» (1948). Инкультурация. обозначает и процесс приобщения к культуре, и результат этого процесса, т.е. это овладение специфическим этнокультурным опытом (освоение особенностей мышления и деятельности, моделей поведения и системы ценностей), это процесс, обеспечивающий воспроизводство «культурного человека» и содержащий механизм изменения в нем. В узком смысле И. обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком; в широком смысле И. понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя процессы усвоения культурных паттернов взрослым индивидом. В последнем случае данный термин может применяться по отношению к иммигрантам, адаптирующимся к новым культурным условиям. Первой ступенью процесса к. адаптации считается культурный шок, который, как правило, сопровождает первоначальный контакт с иной культурой, представлениями о жизни, ценностными ориентациями, формами поведения. Исследуя детально явление культурного шока, антрополог К. Оберг выделил шесть его аспектов: 1) напряжение, к которому приводят усилия, требуемые для достижения необходимой психологической адаптации; 2) чувство потери или лишения (друзей, статуса, профессии и собственности); 3) чувство отверженности представителями новой культуры или отвержения их; 4) сбой в ролях, ролевых ожиданиях, ценностях, чувствах и самоидентификации; 5) неожиданная тревога, даже отвращение и негодование в результате осознания культурных различий; 6) чувство неполноценности от неспособности “совладать” с новой средой. Чаще всего культурный шок ассоциируется с негативными последствиями, и лишь немногие обращают внимание на его позитивную сторону, когда первоначальный дискомфорт ведет к большему самоосознанию, овладению навыками межкультурного общения. Культурный шок зачастую оказывается стимулятором личностного и творческого роста, когда новые условия существования приводят к проявлению и совершенствованию новых сторон личности, развитию индивидуального потенциала. Как правило, проблема «культурного шока» рассматривается в контексте так называемой U-образной кривой процесса адаптации, который включает три основных этапа. Первый характеризуется энтузиазмом и приподнятым настроением, второй - фрустрацией, депрессией и чувством замешательства, которое на третьем этапе медленно переходит в чувство уверенности и удовлетворения. У временных мигрантов это часто связано с предвкушением возвращения на родину. Но им приходится пройти через дополнительные трудности во время реадаптации к родной культуре. Более распространенной моделью является W-образная кривая, затрагивающая изменение отношения личности к собственной культуре, после знакомства с иной, данный процесс относится к реадаптации к ранее неоспоримым установкам, ценностям, нормам поведения. Однако многочисленные исследования последних лет ставят под сомнение эмпирическую валидность U- и W-образных кривых. Так, далеко не все мигранты начинают пребывание в чужой стране с «медового месяца», а этап депрессии не является универсальным. Даже результаты работ, поддерживающие гипотезу, свидетельствуют о значительных различиях в протекании процесса адаптации и его продолжительности - от нескольких месяцев до 4-5 лет.
|