Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Феномен аккультурации и ее формы. Культурный шок



Воловикова М.Л. Теория и практика межкультурного общения (модульное учебное пособие для студентов языковых факультетов вузов). – Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2009.

При столкновении с новой культурной средой происходит процесс культурной адаптации, т.е. психофизиологического и социального приспособления к изменившимся условиям. Этот процесс называется «аккультурация». Термин «аккультурация» первоначально обозначал процесс прямого и длительного культурного контакта одной группы с другой, который изменяет культурные парадигмы обеих групп. В настоящий момент аккультурация понимается как процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образования в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза. До 50-х годов XX в. изучение аккультурации ограничивалось изучением изменения традиционных культур под влиянием западной цивилизации; начиная с 50-60-х годов, возросло число исследований, посвященных роли незападных культур в становлении евроамериканской культуры, а также взаимодействию и взаимовлиянию незападных культур.

Помимо аккультурации некоторые ученые выделяют следующие типы взаимодействия культур: геноцид, ассимиляция, сепарация, маргинализация, интеграция, мультикультурализм, отчуждение (алиенация), двойственность. Ассимиляция обозначает процесс, в результате которого члены одной к. группы (группа-реципиент) утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой группы (группа-донор), с которой находятся в непосредственном контакте. Для алиенации характерно сильное желание сохранить идентификацию с родной культурой, отказ от принятия новых ценностей, моделей поведения. Интеграция характеризуется идентификацией как со старой, так и с новой культурами. Маргинализация – состояние подвешенности между двумя культурами, когда личность не принадлежит ни одной из них.

Существует еще один термин инкультурация, термин введен Херсковицем в работе «Человек и его работа. Наука культурной антропологии» (1948). Инкультурация. обозначает и процесс приобщения к культуре, и результат этого процесса, т.е. это овладение специфическим этнокультурным опытом (освоение особенностей мышления и деятельности, моделей поведения и системы ценностей), это процесс, обеспечивающий воспроизводство «культурного человека» и содержащий механизм изменения в нем. В узком смысле И. обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком; в широком смысле И. понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя процессы усвоения культурных паттернов взрослым индивидом. В последнем случае данный термин может применяться по отношению к иммигрантам, адаптирующимся к новым культурным условиям.

Первой ступенью процесса к. адаптации считается культурный шок, который, как правило, сопровождает первоначальный контакт с иной культурой, представлениями о жизни, ценностными ориентациями, формами поведения. Исследуя детально явление культурного шока, антрополог К. Оберг выделил шесть его аспектов: 1) напряжение, к которому приводят усилия, требуемые для достижения необходимой психологической адаптации; 2) чувство потери или лишения (друзей, статуса, профессии и собственности); 3) чувство отверженности представителями новой культуры или отвержения их; 4) сбой в ролях, ролевых ожиданиях, ценностях, чувствах и самоидентификации; 5) неожиданная тревога, даже отвращение и негодование в результате осознания культурных различий; 6) чувство неполноценности от неспособности “совладать” с новой средой.

Чаще всего культурный шок ассоциируется с негативными последствиями, и лишь немногие обращают внимание на его позитивную сторону, когда первоначальный дискомфорт ведет к большему самоосознанию, овладению навыками межкультурного общения. Культурный шок зачастую оказывается стимулятором личностного и творческого роста, когда новые условия существования приводят к проявлению и совершенствованию новых сторон личности, развитию индивидуального потенциала.

Как правило, проблема «культурного шока» рассматривается в контексте так называемой U-образной кривой процесса адаптации, который включает три основных этапа. Первый характеризуется энтузиазмом и приподнятым настроением, второй - фрустрацией, депрессией и чувством замешательства, которое на третьем этапе медленно переходит в чувство уверенности и удовлетворения. У временных мигрантов это часто связано с предвкушением возвращения на родину. Но им приходится пройти через дополнительные трудности во время реадаптации к родной культуре. Более распространенной моделью является W-образная кривая, затрагивающая изменение отношения личности к собственной культуре, после знакомства с иной, данный процесс относится к реадаптации к ранее неоспоримым установкам, ценностям, нормам поведения. Однако многочисленные исследования последних лет ставят под сомнение эмпирическую валидность U- и W-образных кривых. Так, далеко не все мигранты начинают пребывание в чужой стране с «медового месяца», а этап депрессии не является универсальным. Даже результаты работ, поддерживающие гипотезу, свидетельствуют о значительных различиях в протекании процесса адаптации и его продолжительности - от нескольких месяцев до 4-5 лет.



Просмотров 1600

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!